Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению

3 июля 2015 года в г. Пермь прошло заседание экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Инновационные технологии в кардиологии и снижение показателей сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности».

В его работе приняли участие член Комитета Совета Федерации по социальной политике В.И. Круглый, члены экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций, представители средств массовой информации.

Данное заседание было посвящено сердечно-сосудистым заболеваниям (далее — ССЗ), которые вызывают наибольшую заболеваемость и смертность и требуют инновационных подходов в лечении включая не только лекарственные препараты и медицинские изделия, но и организационные технологии.

ССЗ представляют собой группу заболеваний сердца и кровеносных сосудов, в которую входят ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, болезни сосудов головного мозга и периферических артерий, врожденные пороки сердца и сосудов, нарушение ритма, тромбоэмболические осложнения, включая тромбоэмболию легких и другие заболевания.

По данным Всемирной организации здравоохранения, ССЗ являются лидирующей причиной смертности в мире. На период с 2000 по 2012 годы ССЗ стали основной причиной смертности в 31 % случаев. По прогнозам экспертов к 2030 году уровень смертности от ССЗ составит 23,3 миллиона человек. В России сердечно-сосудистые заболевания остаются национальной проблемой: каждый 13-й гражданин Российской Федерации страдает сердечно-сосудистой патологией. В общую структуру смертности сердечно-сосудистые заболевания вносят весомый вклад — на них приходится 49,6% всех смертей, вызывая наибольшее количество социально-экономических потерь.

В Пермском крае ведущей причиной смертности населения остаются болезни системы кровообращения (БСК), в 2013 году доля БСК составила 55,7% от общей смертности, в 2014 – 51,4%. Смертность от БСК в 2014 году составила в Пермском крае 718,3 на 100 тыс. населения, что заметно меньше, чем в 2013 году (788,2) – снижение на 8,9%, это ниже, чем аналогичный показатель 2014 года в ПФО (770,6), но превышает показатель РФ (653,7).

В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин объявил 2015 год национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, занимающими первое место среди причин смертности в России.

Важность проблемы борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями подтверждается тем, что снижение смертности от болезней системы кровообращения является одним из целевых индикаторов развития здравоохранения до 2020 года.

Последовательно проводимая в Российской Федерации в рамках реализации Указа Президента от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и государственной программы «Развитие здравоохранения» социальная политика обеспечила в течение последних пяти лет существенное повышение качества и доступности медицинской помощи больным с ССЗ. Благодаря ее реализации смертность от болезней системы кровообращения в течение последних лет неуклонно снижается. Так, по данным Росстата, средние показатели смертности от болезней сердечно-сосудистой системы (на 100 тыс. населения) составляли: в 2005 году – 908,0, 2011 году – 753, в 2012 – 737,1, в 2013 году – 696,5, в 2014 году — 648,4.

В последние годы Правительством Пермского края и Министерством здравоохранения Пермского края был предпринят ряд мер, направленных на совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с БСК и уменьшения смертности этой категории пациентов. В результате создана многоуровневая система оказания кардиологической медицинской помощи.

В результате проведения широкомасштабной диспансеризации работающего населения в нашей стране было выявлено значительное число лиц с высоким сердечно-сосудистым риском. С целью повышения эффективности их дальнейшего ведения и создания условий для персонализации активного вмешательства представляется целесообразным выделение следующих групп пациентов: с жизнеугрожающими нарушениями ритма и высоким риском внезапной смерти, с тяжелым атеросклерозом, с резистентной артериальной гипертензией, перенесших острый коронарный синдром или инсульт, с тяжелой хронической сердечной недостаточностью.

Самым частым хроническим заболеванием у взрослых является артериальная гипертензия, которая увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Ежегодно в России только по причине аритмии, от внезапной смерти погибает не менее 250 000 человек. Как правило, причиной смерти 60–80% пациентов становятся жизнеугрожающие аритмии, связанные с желудочковой тахикардией, фибрилляцией желудочков и в 20% случаев — с брадикардией. 
Атеросклероз является обычной причиной инфарктов, инсультов и заболеваний периферических сосудов. Это заболевание носит универсальный характер, поражая различные сегменты артериального русла у людей разного возраста.
ОКС также является одной из причин, определяющих высокую смертность в Российской Федерации вследствие сердечно-сосудистой патологии. По данным статистики ежегодно в России регистрируется более 600 тыс. случаев острого коронарного синдрома, из которых около 200 тыс. приводят к развитию инфаркта миокарда, в том числе повторного. Среди больных хронической сердечной недостаточностью среднегодовая смертность достигает 12%, т. е. за один год в России по причине ХСН умирают до 612 тыс. человек – в 10 раз больше, чем от инфаркта миокарда, приводящего к 60 тыс. случаев смерти в год.

В рамках группы болезней системы кровообращения, тромбозы в артериальном и венозном русле являются одной из основных причин сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности. Артериальный тромбоз является причиной острого коронарного синдрома (ОКС), в частности инфаркта миокарда (ИМ), ишемического инсульта, острой ишемии и гангрены конечностей. Среди венозных тромбозов наиболее важен тромбоз глубоких вен (ТГВ), поскольку он является причиной тромбоэмболии легочной артерии (ТЭЛА) – тяжелого состояния, сопровождающегося высокой летальностью.

В России высокие показатели сердечно-сосудистой заболеваемости и смертности отчасти обусловлены недооценкой значимости гиперхолестеринемии, в том числе СГХС (семейная гиперхолестеринемия). Расчетное число больных СГХС в стране 287000 человек, при этом реальная распространённость может оказаться существенно выше. Однако диагноз СГСХ ставится крайне редко, прежде всего, из‑за низкой осведомленности медицинского персонала, общественности и органов здравоохранения о проявлениях заболевания. В результате подавляющее число пациентов с СГХС своевременно не выявляются и не получают адекватной терапии.

Все перечисленные состояния, помимо высоких показателей инвалидизации пациентов и их смертности, значительно снижают качество жизни пациента, дополнительно требуют длительного и ресурсоемкого лечения и медицинской реабилитации и ложатся тяжелым социально-экономическим бременем на общество в целом, накладывая особые обязательства на членов семьи пациента, значительно снижая их трудовой потенциал.

Несмотря на меры, предпринимаемые государством и медицинским сообществом, существует множество нерешенных проблем в сфере помощи пациентам с ССЗ.

Профилактическая работа находится на крайне низком уровне, в том числе с пациентами, уже перенесшими инфаркт и инсульт, а именно эта деятельность должна быть положена в основу системы вторичной профилактики. В данное время разрабатывается система мер, направленная на предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе на первичную и вторичную профилактику.

Низкая грамотность населения в области кардиологических заболеваний приводят к позднему обращению пациентов за врачебной помощью, что создает предпосылки для развития необратимых изменений миокарда и ухудшает прогноз лечения. Это определяет необходимость создания условий для обеспечения максимально оперативного процесса диагностики и транспортировки больных в лечебные учреждения.

Другой аспект проблемы — использование устаревших технологий и методов лечения кардиологических заболеваний. В то же время развитие современной кардиологии демонстрирует наличие доказанных, инновационных и высокорезультативных технологий лечения, как на амбулаторном уровне, так и в условиях оказания стационарной помощи.

Таким образом, ССЗ являются серьезной медицинской проблемой, последствия которой сопряжены с существенными социально-экономическими затратами, что определяет необходимость разработки и внедрения системных мер и решений.

В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

— продолжить работу по развитию и оптимизации системы КСГ, в том числе по кардиологическому профилю;
 — обеспечить реализацию по компетенции плана основных мероприятий по проведению в 2015 году в Российской Федерации Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
 — продолжить работу по внедрению информационных технологий в здравоохранение для своевременной диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний;
 — обеспечить мониторинг достижения целевых индикаторов Государственной программы «Развитие здравоохранения» в части сердечно-сосудистых заболеваний;
 — с целью повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в субъектах Российской Федерации рассмотреть возможность увеличения доли софинансирования за счет средств федерального бюджета по профилю «кардиохирургия»;
 — принять меры по завершению разработки и утверждению клинических рекомендаций (протоколов) лечения сердечно-сосудистых заболеваний;
 — рассмотреть вопрос о разработке и внедрении программ (порядков) по маршрутизации пациентов с ССЗ для своевременного оказания им эффективной медицинской помощи;
 — рассмотреть вопрос о разработке и внедрении методических рекомендаций и программ реабилитации пациентов, перенесших инсульт и инфаркт миокарда, для обеспечения приверженности медикаментозной терапии (в первую очередь, антикоагулянтной терапии) на всех этапах оказания медицинской помощи: догоспитальном, стационарном, санаторно-курортном и амбулаторном;
 — создать и внедрить регистр пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний: с аритмией, СГХС, избыточным весом;
 — для выявления больных с СГХС разработать, создать и внедрить программу мер по комплексному междисциплинарному взаимодействию специалистов по кардиологии, липидологии, педиатрии, дерматологии;
- рассмотреть вопрос о разработке порядка и стандарта оказания помощи пациентам с СГХС;
 — рассмотреть вопрос о внесении в уже существующие стандарты медицинской помощи при ССЗ инновационные новые оральные антикоагулянты;
 — рассмотреть вопрос о разработке стандартов амбулаторно-поликлинической помощи при инфаркте миокарда с подъемом и без подъема сегмента ST;
 — внести в обязательный перечень скрининговых показателей рутинное определение липидного профиля (общий холестерин, триглицериды, холестерин липопротеидов высокой плотности с расчетом уровня холестерина липопротеидов низкой плотности), а для групп умеренного и высокого риска – липопротеида;
 — разработать программу учета лиц с преждевременным развитием ССЗ и их детей, тем самым определяя уже в раннем возрасте группы повышенного риска, обеспечивая их адекватным лечением;
 — принять меры по совершенствованию организации мероприятий по диспансеризации и диспансерному наблюдению больных с ССЗ и граждан с высоким риском их развития, предусмотрев, выявление и учёт пациентов с атеросклерозом, с сердечной недостаточностью и нарушением ритма, дислипидемией и т. д., являющихся ведущими факторами риска развития ССЗ.

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— разработать и внедрить региональные программы, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с ССЗ, уделив особое внимание программам лекарственного обеспечения населения трудоспособного возраста в амбулаторном сегменте;
 — создать условия для смещения фокуса государственной поддержки с лечения поздних стадий ССЗ и предотвращения летального исхода к профилактике возникновения ССЗ и предупреждения их развития;
 — разработать и внедрить программы проведения масштабных региональных медико-социальных акций, имеющих целью обучение пациентов мерам вторичной профилактики и повышение профессиональных знаний врачей различного профиля в области кардиологии — «Дней артериальной гипертензии», «Дней хронической сердечной недостаточности», «Дней атеросклероза», «Дней профилактики внезапной смерти и жизнеугрожающих аритмий»;
 — разработать и внедрить программы социальной рекламы для средств массовой информации по образованию и информированности населения о симптомах и мерах поведения при их появлении;
 — обеспечить увеличение охвата пациентов с ССЗ высокотехнологичной медицинской помощью в региональных медицинских организациях;
 — рассмотреть возможность обеспечения охвата не менее 70% пациентов с ОКС чрескожными коронарными вмешательствами;
 — обеспечить активное динамическое наблюдение пациентов с факторами риска развития ССЗ, таких как повышенный холестерин, артериальное давление и другими сопутствующими факторами;
 — рассмотреть возможность включения инновационных методов первичной и вторичной профилактики у пациентов с высоким риском ССЗ в региональные кардиологические программы;
-при планировании закупок для льготного обеспечения пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в рамках ОНЛП ориентироваться на обновленный перечень лекарственных препаратов (в соответствии с Приложением № 2 к Распоряжению Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. N 2782-р);
 — проводить постоянную работу по повышению эффективности маршрутизации пациентов с ОКС и ОНМК;
 — рассмотреть вопрос о внедрении технологий телемедицины для своевременной диагностики и лечения ССЗ;
 — рассмотреть возможность создания специализированных центров для выявления, лечения и динамического наблюдения за пациентами с высоким риском ССЗ;
 — разработать Положение о создании центров профилактики и лечения атеросклероза и дислипидемий (Липидных центров), центров нарушения ритма (кабинетов аритмологии) и других центров, с учетом региональных особенностей;
 — рассмотреть возможность создания на базе поликлиник и кардиологических центров школ для больных из группы высокого риска, и при выявлении данной группы риска (в т. ч. в рамках дополнительной диспансеризации рабочего населения) обеспечить привлечение пациентов к обучению в них;
 — рассмотреть возможность участия в региональных пилотных проектов в 2015–2016 гг. по направлению «лечение и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний в амбулаторном звене», охватывающих не только льготные категории граждан, но и трудоспособное население.