Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по физической культуре и спорту

В Комитете Совета Федерации по социальной политике прошло заседание Экспертного совета по физической культуре и спорту. Вел мероприятие председатель Экспертного совета Владимир Квинт.

Эксперты рассмотрели вопросы укрепления здоровья населения, пропаганды здорового образа жизни граждан и развития массового спорта в России. В ходе заседания были сделаны доклады:

  • об итогах проведения «круглого стола» на тему «Вопросы финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта», докладчик — заместитель председателя Экспертного совета В.В. Сараев;
  • актуальные задачи укрепления здоровья населения и развития массового спорта в России, докладчик — член Экспертного совета Е. Е. Егоров;
  • развитие массового детского гандбола в России, докладчик – член Экспертного совета И. А. Степанов.

Участники мероприятия утвердили рекомендации, выработанные к ходе заседания «круглого стола» 21.10.2015.

Рекомендации

Заслушав и обсудив доклады и выступления, а также поступившие в ходе обсуждения предложения и замечания участники «круглого стола» на тему: «Вопросы финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта» отмечают следующее.

Физическая культура и спорт являются национальным приоритетом в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Складывающаяся экономическая ситуация не повлекла значительного снижения государственного финансирования и привлекательности для внебюджетного финансирования и частного инвестирования в сферу спорта. Широта источников финансирования и интенсивность вложений в спорт, включая профессиональный спорт, спортивную индустрию в преддверии крупных международных соревнований накладывает особую значимость на законность и правомерность осуществления перечисления

денежных средств и передачу материальных объектов субъектам (между

субъектами) спорта. В условиях строжайшей экономии, вопросы эффективного и целевого расходования денежных средств имеющих государственное происхождение, принципов расходования внебюджетных средств в сфере спорта, а также целевого частного инвестирования субъектов спорта, приобретают важный

сберегающий эффект, новые уровневые возможности для самофинансирования и капитализации физкультурно-спортивных организаций.

В сентябре 2014 года Россия подписала Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями. Частью 1 статьи 8 этой Конвенции установлено, что государства-участники принимают законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения прозрачности в отношении финансирования спортивных организаций, пользующихся финансовой подцержкой соответствующего государства.

Государственное финансирование осуществляемое в формах: предоставления бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным контрактам; предоставления дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; предоставления бюджетных ассигнований, требует контроля больше не в момент принятия соответствующих решений главных распорядителей бюджетных средств, а при расходовании этих средств получателями субъектами спорта.

Получение прямо или косвенно государственных средств субъектами профессионального спорта, например, через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление государственным имуществом, а не органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, изначально создает некорректность в отчетности по расходованию государственных средств на цели спорта.

Передача государственных денежных средств и другого имущества в автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства за формальной правомерностью не может подменить целевую неопределенность и непрозрачность при их использовании по «коммерциализированным» статьям расходов некоммерческих организаций.

Интенсивность привлечения внебюджетных средств должно стать основой финансовой политики физкультурно-спортивных организаций, особенно бюджетных учреждений.

Расходование внебюджетных средств в иных организациях некоммерческих (НКО), представляющих большинство среди субъектов в сфере физической культуры и спорта, по сметам доходов и расходов НКО, соответствует полномочиям органов управления организаций и не порождает вопросов в нецелевом расходовании денежных средств. Инвестирование, включая частное, заканчивающееся чаще всего приобретением права собственности на материальные и нематериальные ценности физкультурно-спортивной организации, в корне зависит от заинтересованности инвестора контролировать расходование передаваемых средств. Отсутствие последнего или подмена контроля желанием получить спортивный результат любой ценой, позволяет руководству и менеджменту физкультурно-спортивных организаций манипулировать доверием собственников организаций и совершать финансовые нарушения. Определенную лепту в финансовую неопределенность и даже противоправность вносят спортивные регламентные нормы (нормы общероссийских спортивных федераций, положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, локальные нормативные акты профессиональных спортивных лиг и профессиональных спортивных клубов, иных физкультурно-спортивных организаций).

Спортивное правотворчество на данном уровне, формирующееся в настоящее время самими субъектами спортивных регламентных отношений, остается противоречивым и несовершенным. При осуществлении проверочных и контрольных мероприятий, спортивные регламентные нормы и даже уставные документы физкультурно-спортивных организаций, принимаются компетентными органами как должные, без тщательной их проверки на соответствие законодательству. Это породило практику выплаты несоразмерных компенсаций при расторжении срочных трудовых договоров со спортсменами и тренерами, выплаты завышенных в разы вознаграждений спортивным агентам (посредникам), покрытия убыточных разрывов профессиональных спортивных клубов между полученными и уплаченными средствами при трансферах (переходах) спортсменов.

Указанные траты часто производятся за счет государственных средств (государственного бюджета субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления, средств естественных монополий и государственных корпораций, компаний и организаций, в которых более 25% голосующих акций акционерного общества или более 25% уставного капитала иного хозяйственного общества находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Сомнительный характер многих сделок и операций имеет происхождение из спортивных регламентных норм, не подвергающихся анализу, оценке и соответствующему реагированию ни в процессе их разработки и утверждения, ни в ходе их правоприменения.

Сомнительность операций всегда становится предметом заинтересованности коррумпированных и криминальных лиц. Область физической культуры и спорта, как и другие финансово наполненные сферы, к сожалению, не имеет стопроцентной защиты от противоправных деяний на финансовой почве. Наличные расчеты, например, между спортсменами и спортивными агентами (посредниками) порождают неуплату налогов, выплаты завышенных агентских вознаграждений или трансферных сумм скрывают «откатную» часть коррумпированным работникам физкультурно-спортивных организаций, несоразмерные компенсации за расторжение контрактов позволяют (отмывать) доходы полученные преступным путем от действий в сговоре (менеджер+спортсмен+агент) физкультурно-спортивной организации.

В сложившихся условиях, важную роль приобретают не только вопросы реализации полномочий Министерства спорта Российской Федерации по нормативно-правовому регулированию, но и повышенное реагирование на сомнительные и коррупционные схемы со стороны контролирующих и правоохранительных органов. Спорт не может жить по своим законам, закон должен быть для всех один. Наличие базового Федерального закона от 4 декабря 2007 года N2 329- ФЗ «0 физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также широко применяемых спортивных регламентных норм (норм «мягкого»спортивного права), позволяет на законодательном уровне внести новеллы, обеспечивающие противодействие финансовым нарушениям в этой сфере.

Существующее законодательство Российской Федерации обеспечивает возможность реализации мер финансового контроля и предупреждения соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в правоприменительной плоскости.

В целях эффективности противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта может стать целесообразным более широкое межотраслевое и комплексное научно-практическое и методическое обеспечение процессов выявления и предупреждения финансовых нарушений в сфере спорта.

Учитывая большую значимость законодательного и правоприменительного регулирования финансирования и противодействия финансовым нарушениям в сфере спорта, участники «Круглого стола» рекомендуют:

1. Министерству спорта Российской Федерации:

а) проработать вопросы, касающиеся:

ограничения финансирования выплат компенсаций при расторжении срочных трудовых договоров со спортсменами и тренерами, выплат вознаграждений спортивным агентам (посредникам), покрытия убыточных разрывов физкультурно-спортивных организаций в профессиональном спорте между полученными и уплаченными средствами при переходах (трансферах) спортсменов, прямо или опосредовано за счет средств государственного бюджета Российской Федерации, государственного бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета органа местного самоуправления;

- формирования механизмов увеличения доли внебюджетных доходов субъектов физической культуры и спорта Российской Федерации, включая доходы от деятельности букмекерских контор и тотализаторов, от проведения государственных лотерей, а также от продажи прав натрансляцию спортивных мероприятий;

б) внести изменения в Приказ от 1 июля 2013 года N2 504 «Об утверждении общих требований к содержанию положений (регламентов) о межрегиональных и всероссийских официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, предусматривающих особенности отдельных видов спорта», направленные на противодействие финансовым нарушениям в сфере спорта;

2. Федеральной службе по финансовому мониторингу, Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, Счетной палате Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации усилить контроль и меры реагирования по противодействию финансовым нарушениям в сфере спорта, в том числе путем разработки научно-практических материалов, методик и типологий выявления и предупреждения финансовых нарушений в сфере спорта согласно российскому и международному опыту, обобщение административной и уголовной практик возбуждения административных и уголовных дел, их производств и расследований, а также судебной практики.