Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению

22 апреля 2016 года в Совете Федерации прошло заседание экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Электронное здравоохранение: ключевые проблемы и решения».

В его работе приняли участие члены Комитета Совета Федерации по социальной политике, члены экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, руководители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций.

РЕШЕНИЕ

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания констатировали:

За последние десять лет в Российской Федерации накоплен значительный опыт разработки и внедрения информационных систем, используемых в работе лечебно-профилактических учреждений и управлении здравоохранением на различных уровнях. Разработанные системы находят применение в области автоматизации лабораторных исследований, консультативной вычислительной диагностики и выбора лечебной тактики, контроля за состоянием пациентов в отделениях интенсивной терапии, а также при проведении профилактических осмотров населения, научных исследований в НИИ отрасли, в учебном процессе в медицинских вузах и училищах.

Актуальность проблемы внедрения информационных систем в здравоохранение определяется, прежде всего, необходимостью повышения эффективности процессов управления здравоохранением, качества оказываемой населению медицинской помощи. Медицинские информационные системы (МИС) служат базой для поэтапного создания мониторинга здоровья и здравоохранения на федеральном и региональном уровнях. По назначению эти системы делятся на три группы: системы, основная функция которых — накопление данных и информации; диагностические и консультирующие системы; системы, обеспечивающие процесс медицинского обслуживания. Однозначно классифицировать информационные системы, применяемые в здравоохранении, достаточно сложно из‑за продолжающейся эволюции их структур и функций. Многоуровневая структура управления здравоохранением может послужить основой для классификации медицинских информационных систем на федеральные, региональные и госпитальные. Стоит отметить, что одним из главных барьеров на пути разработки любой информационной системы для здравоохранения является отсутствие единых стандартов, утвержденных законодательно.

Приказом Минздравсоцразвития России от 28 апреля 2011 года № 364 была утверждена Концепция создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), основной целью которой являлось обеспечение эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного оказания. В первую очередь новая стратегия была направлена на создание единого структурированного информационного пространства. Являясь частью глобального процесса модернизации, она была синхронизирована с основными целями и мероприятиями приоритетного национального проекта «Здоровье» до 2020 года. Ключевое отличие ЕГИСЗ от ее предшественников заключается в интеграции множества взаимодействующих между собой компонентов федерального и регионального уровней. Так региональный фрагмент ЕГИСЗ интегрирован с инфраструктурой «Электронного правительства», включая Единый портал государственных услуг и систему межведомственного электронного взаимодействия.

Несмотря на успешную реализацию мероприятий по развитию ЕГИСЗ в соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») по развитию Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения

в 2015–2018 гг., существует ряд острых проблем на уровне региональных и госпитальных информационных систем. Приказом Министерства здравоохранения от 1 февраля 2016 года были утверждены методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО). Однако необходимо отметить, что далеко не все МИС МО, установленные на госпитальном уровне в регионах Российской Федерации соответствуют данным рекомендациям. Многие из МИС МО были установлены достаточно давно и функционально устарели. В отдельных регионах сохраняется проблема с каналами связи.

В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:

  1. Министерству здравоохранения Российской Федерации

— провести в субъектах Российской Федерации анализ действующих медицинских информационных систем медицинских организаций на соответствие методическим рекомендациям по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций (МИС МО);

— утвердить перечень справочников, необходимых для внедрения электронной медицинской карты на территории Российской Федерации с указанием ответственных исполнителей, сроков их разработки и утверждения;

— в целях оптимизации расходования средств ОМС рекомендовать субъектам Российской Федерации реализовать пилотный проект с использованием МИС, отвечающих указанным методическим рекомендациям МИС МО;

  1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— продолжить работу по импортозамещению иностранных информационных программ.