Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению

РЕШЕНИЕ

2 марта 2017 года в Совете Федерации прошло заседание экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Актуальные вопросы Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года».

В его работе приняли участие члены Комитета Совета Федерации по социальной политике, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания констатировали:

Формирование здорового образа жизни населения, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний являются одной из важнейших межотраслевых проблем развития Российской Федерации.

Основные неинфекционные заболевания, к которым относят сердечно-сосудистые заболевания (болезни системы кровообращения), злокачественные новообразования, хронические болезни органов дыхания и сахарный диабет, являются ведущей причиной временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности населения и оказывают выраженное негативное воздействие на социально-экономическое положение страны. В России смертность от основных неинфекционных заболеваний составляет 68,5% от общей смертности населения, которая, несмотря на определенные успехи по ее снижению, остается на очень высоком уровне.

Ведущей причиной высокой частоты развития неинфекционных заболеваний является большая распространенность предотвратимых факторов риска, связанных с нездоровым образом жизни (употребление табака, нерациональный характер питания, недостаточная физическая активность, пагубное употребление алкоголя), воздействие факторов среды обитания, жизни и товаров народного потребления, наличие небезопасных условий труда, рост деятельности человека, негативно влияющих на здоровье (загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы, нарушение технических условий, санитарных норм и правил жилищного строительства, градостроительства, производства и реализации продуктов питания социально обездоленных и бедных слоев населения).

Высокий уровень смертности от неинфекционных заболеваний приводит к большим экономическим потерям, обусловленным как прямыми затратами на оказание медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной и дорогостоящей, так и потерями в экономике вследствие сокращения трудовых ресурсов из‑за преждевременной смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности. Так, в 2014 году в России экономический ущерб от сердечно-сосудистых заболеваний превысил 1 трлн. руб., причем большая его часть была обусловлена не затратами системы здравоохранения, а вследствие трудопотерь и сокращения численности трудоспособного населения из‑за преждевременной смертности, преимущественно мужчин.

Вклад профилактических мероприятий, направленных на уменьшение распространенности факторов риска, обуславливает не менее 50% успеха значимого снижения смертности населения. В связи с этим обязательным условием обеспечения национальной безопасности в сфере охраны здоровья на долгосрочную перспективу является усиление профилактической направленности действий всех ветвей власти, секторов, слоев и структур общества с ориентацией на сохранение здоровья человека на протяжении всей его жизни во всех сферах его деятельности.

Государством и медицинским сообществом ведется работа по формированию здорового образа жизни населения и профилактике неинфекционных заболеваний.

В 2013 году в стране создана Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья граждан под руководством Председателя Правительства Российской Федерации, в состав которой в целях обеспечения межведомственного взаимодействия входят руководители целого ряда органов исполнительной и законодательной власти, профсоюзов, представители основных религиозных конфессий и крупных общественных организаций. По данной модели аналогичные комиссии созданы в большинстве субъектов Российской Федерации.

С учетом высокого уровня смертности и большой распространенности факторов риска, начиная с 2013 года в стране организована широкомасштабная диспансеризация определенных групп взрослого населения. В 2015 году прошло диспансеризацию 22,5 млн. человек, из них 6 млн. направлены на второй этап диспансеризации для уточнения диагноза. За 3 года (2013–2015 г. г.) более 65 % всего взрослого населения страны прошли диспансеризацию с целью раннего выявления неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития и коррекции этих факторов.

По данным эпидемиологических исследований в последние годы наметилась тенденция повышения уровня информированности граждан о факторах риска неинфекционных заболеваний, а данные социологических опросов выявили повышение мотивации граждан к ведению здорового образа жизни и сохранению здоровья. Мощный импульс получила работа по повышению информированности и мотивации населения к здоровому образу жизни во всех регионах страны в 2015 году, который Президентом Российской Федерации был объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ).

Большую роль в улучшении прогноза жизни больных с сердечно-сосудистой патологией сыграли организация сосудистых центров и внедрение современных стандартов лечения острых сосудистых заболеваний. В 2015 году в стране функционировало 415 первичных сосудистых отделений и 128 региональных сосудистых центров. В этом же году проведено более 120 тысяч стентирований, причем более 20 % больных с острым коронарным синдромом стентируются в экстренном порядке в течение первых трёх часов с момента госпитализации.

Позитивную роль в улучшении прогноза жизни больных с онкопатологией сыграло существенное увеличение охвата населения скрининг-тестами на выявление злокачественных новообразований, главным образом в рамках диспансеризации, и все более широкое внедрение современного высокотехнологичного хирургического, лучевого и химиотерапевтического лечения указанной категории больных.

По данным Росстата (2014) за период с 2000 г. по 2012 г. показатель стандартизованной смертности от хронической обструктивной болезни легких в России уменьшился в два раза – с 33 до 17 на 100 тыс.населения; в том числе среди мужчин – с 68 до 37 на 100 тыс.; среди женщин – с 15 до 71 на 100 тыс.

Повысилась частота раннего выявления сахарного диабета у населения, имеющего факторы риска этого заболевания (дислипидемию, ожирение, артериальную гипертензию), благодаря внедрению системы диспансеризации, а также более широкому охвату врачей общей практики программами обучения в области диагностики сахарного диабета.

В 2015 году проведена всероссийская кампания-марафон в поддержку вакцинации населения под лозунгом «Вакцинация – здоровая нация». При поддержке Минздрава России создан портал «Специалисты о прививках» (www.yaprivit/ru). В результате в 2015 году против гриппа привито 43 млн. человек, что является беспрецедентным за всю историю прививочных кампаний в Российской Федерации.

Эпидемиологическое исследование ЭССЕ-РФ заложило основы для введения регулярного эпидемиологического мониторинга неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития у взрослых на федеральном уровне, во многих регионах созданы амбулаторные и госпитальные регистры больных неинфекционными заболеваниями.

Несмотря на меры, предпринимаемые государством и медицинским сообществом, существует множество нерешенных проблем в сфере помощи пациентам с неинфекционными заболеваниями.

В течение последних 10 лет уровень смертности в стране остается высоким, а темпы его снижения недостаточными. Нормативно-правовое регулирование процесса формирования единой профилактической среды и здорового образа жизни населения не предусматривает в достаточной мере механизмы межведомственного, межсекторального взаимодействия и координации усилий, как со стороны органов государственной и муниципальной власти, так и структур бизнеса, общественных организаций и движений, необходимого для реализации основополагающего принципа «Учета здоровья во всех стратегиях и областях деятельности» на основе, подготовленного специалистами ВОЗ «Межотраслевого руководства по обеспечению здоровья во всех стратегиях» (2012).

Недостаточно взаимодействие и координация усилий всех структур государства и общества по созданию условий для ведения здорового образа жизни гражданами России в местах их проживания, работы и отдыха. Программы развития отраслей, регионов, муниципальных образований и предприятий не учитывают их влияния на здоровье населения. Отсутствует и механизм оценки такого влияния разрабатываемых программ и проектов, обеспечивающий приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан.

Не обеспечено важнейшее условие современной организации профилактики и лечения больных с неинфекционными заболеваниями в плане развития информационных технологий в первичном звене здравоохранения (электронная медицинская карта, электронная форма учета и проведения диспансеризации, профилактического медицинского осмотра и диспансерного наблюдения, дистанционный мониторинг физиологических функций и биохимических параметров).

Не создана полноценная система преподавания основ здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний, как на додипломном, так и последипломном уровне подготовки врачей и средних медицинских работников.

Требует оптимизации объем финансирования системы здравоохранения и распределение средств пропорционально наносимому ущербу, в частности от основных неинфекционных заболеваний. Существующее финансирование Подпрограммы 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» включает финансирование профилактики всех заболеваний, но преимущественно ориентировано на профилактику инфекционных заболеваний, так как на них выделено в 25 раз больше финансовых средств и в 4 раза больше разработано индикаторов.

В стране пока не создана эффективная единая система устойчивого регулярного эпидемиологического мониторинга неинфекционных заболеваний и факторов риска их развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях, как у взрослых, так и у детей.

Большая значимость формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний являются основанием для реализации соответствующего стратегического документа – Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний.

В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:

1. Правительству Российской Федерации:

— утвердить Стратегию формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года;

— поддержать законодательные инициативы Министерства здравоохранения Российской Федерации в области профилактики йододефицитных заболеваний;

— включить в статью 15 Федерального Закона № 29- ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» положения, устанавливающие требование по обогащению йодом ряда сортов пищевой поваренной соли, в т. ч. используемой в хлебопечении;

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

— продолжить работу над законопроектом по профилактике йоддефицитных состояний;

— продолжить работу по внедрению информационных технологий в здравоохранение для своевременной диагностики и лечения неинфекционных заболеваний;

— в рамках непрерывного медицинского образования создать полноценную систему преподавания основ здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний, как на додипломном, так и последипломном уровне подготовки врачей и средних медицинских работников;

— провести анализ динамики численности, структуры и квалификации медицинских кадров высшего и среднего звена, в том числе первичного звена здравоохранения;

— включить в стандарты оказания медицинской помощи для пациентов с ожирением проведение суточного мониторинга уровня гликемии для раннего выявления нарушений углеводного обмена и их своевременной коррекции;

— для внедрения в рутинную практику лечения пациентов с сахарным диабетом 2 типа включить в стандарты оказания медицинской помощи инновационные классы сахароснижающих препаратов, откладывающие старт инсулинотерапии и влияющие на факторы сердечно-сосудистого риска (снижение артериального давления, массы тела и т. д.);

— создать систему доступа и более широкого внедрения технологий мобильного здравоохранения для ведения больных с неинфекционными заболеваниями;

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— разработать и внедрить региональные программы, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с неинфекционными заболеваниями;

— обеспечить своевременное обновление региональных перечней для лечения пациентов с социально значимыми заболеваниями, в соответствии с перечнем ЖНВЛП и другими федеральными перечнями;

— создать условия для государственной поддержки не только лечения, но и профилактики неинфекционных заболеваний;

— разработать и внедрить программы обучения пациентов мерам профилактики и программы повышения профессиональных знаний врачей различного профиля в области неинфекционных заболеваний;

 -разработать и внедрить программы по пропаганде здорового образа жизни населения и профилактике неинфекционных заболеваний;

— внедрить систему вторичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний путем создания Липидных кабинетов (центров) на функциональной основе действующих кардиологических отделений медицинских организаций;