Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению

РЕШЕНИЕ

20 марта 2017 года во Владимирской области прошло выездное заседание Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Разработка инноваций и проблема научных кадров в российском здравоохранении».

В его работе приняли участие председатель Комитете Совета Федерации по социальной политике В.В.Рязанский, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Л.В.Козлова, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители Фонда «Сколково», а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций, представители средств массовой информации.

Заслушав и обсудив доклады и выступления участники заседания отметили следующее:

Основной целью государственной политики в области здравоохранения является совершенствование доступности медицинской помощи, повышение эффективности и качества медицинских услуг на основе передовых достижений медицинской науки.

 В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отдельной задачей является активное развитие российской медицинской и фармацевтической промышленности и создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно поднять уровень обеспеченности организаций здравоохранения и населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в том числе отечественного производства, до среднеевропейского уровня, как по количественным, так и по качественным показателям.

Доля наиболее наукоемкого и инновационного компонента новых технологий лечения — оригинальных лекарств, в общем потреблении лекарственных средств невелика, составляя около 12% в стоимостном выражении и около 2% – в натуральном. При этом подавляющее большинство инновационных лекарственных препаратов (ЛП) на российском рынке произведено за рубежом, доля же новых ЛП отечественного производства до сих пор невелика.

На сегодняшний день в России существуют объективные сложности для создания инновационных лекарственных препаратов. Ключевую роль в развитии фармацевтической отрасли играет и вопрос подготовки кадров.

Очевидно, что для создания новой привлекательной для инвестиций высокотехнологичной отрасли необходимо сформировать эффективный механизм государственного финансирования научных исследований и разработок в здравоохранении посредством системы грантов и других инструментов поддержки ученых и исследователей. Необходимо создать разветвленную сеть современных учебных и научных учреждений и лабораторий, наладить действенную помощь малому бизнесу в соответствии с лучшими мировыми практиками. Требуются разработка и внедрение государственных инновационных образовательных программ, в том числе профессионального образования, повышения квалификации кадров в сфере инновационного предпринимательства. Нужны серьезные улучшения в деятельности государственных академий наук, российских научных фондов и университетов.

Стоит отметить, что государство не оставляет без внимания вопрос повышения эффективности медицинской науки и, в частности, проблему научных и квалифицированных кадров в российском здравоохранении.

Так, 28 декабря 2012 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2580-р была утверждена «Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года», разработанная Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с профессиональным научным сообществом. Основной целью Стратегии является развитие медицинской науки, ориентированное на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья населения, на основе трансфера инновационных технологий в практическое здравоохранение. Соответственно, ключевыми задачами, направленными на реализацию данной цели, являются развитие инноваций, их вывод на рынок и защита прав на их использование, создание спроса на инновационную продукцию и ее внедрение в практическую медицину. Также отмечается важность создания системы экспертизы приоритетных направлений науки, повышения результативности фундаментальных исследований и развития мотивации научных сотрудников.

14 апреля 2016 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 669-р был утвержден план мероприятий по реализации в 2016 – 2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»). В соответствии с данным планом необходимо совершенствование региональных программ переселения соотечественников в целях более широкого привлечения в субъекты Российской Федерации высококвалифицированных специалистов, научных работников, студентов и перспективной молодежи из числа российских соотечественников, проживающих за рубежом. Целью данных мероприятий является реализация потенциала, накопленного в других странах, который может и должен работать в интересах российского здравоохранения.

Для прорывного прогресса в области создания отечественных инновационных лекарственных препаратов, достижения уровня ведущих стран российскому здравоохранению необходимо продолжить совершенствование независимой экспертизы, развитие единой инновационной среды и формирование инновационной инфраструктуры, а также обеспечение организованного спроса со стороны здравоохранения на инновации.

Финансирование новых технологий должно сопровождаться их изучением с позиций эффективности и безопасности, а также учитывать социально-экономические последствия их применения. Рост расходов на разработку новых технологий и ограниченность финансовых ресурсов требует проведения комплексной оценки технологий здравоохранения (ОТЗ) на максимально ранних стадиях их разработки, что позволит обеспечить повышение перспективности инвестиций в инновационные разработки с целью выведения на рынок потенциально клинически эффективных и экономически приемлемых для системы здравоохранения и общества в целом технологий.

Широкое внедрение методологии ОТЗ позволит принимать обоснованные решения с клинической и экономической точек зрения, а также более эффективно и рационально использовать ресурсы при внедрении инновационных медицинских технологий.

Безусловно, переход на инновационную модель развития здравоохранения потребует создания адекватной регуляторной системы, обеспечивающей поддержку инноваций в здравоохранении как на федеральном, так и на региональном уровнях. Необходимо принятие специальных законов и норм по государственной поддержке инновационной деятельности, созданию государственных институтов по управлению и финансированию исследований и разработок в здравоохранении.

Другим непременным условием является поддержание открытого и конструктивного взаимодействия бизнеса, власти и общества в целях рационализации системы принятия управленческих решений в здравоохранении.

Обсудив вопрос разработки инноваций и проблему научных кадров в российском здравоохранении, участники заседания предлагают:

1. Правительству Российской Федерации:

— Рассмотреть вопрос о повышении объема финансирования фондов грантовой поддержки для научных организаций и медицинских и фармацевтических вузов Российской Федерации;

— Разработать механизмы долгосрочных государственных гарантий закупок инновационных продуктов с использованием особого механизма в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

— Рассмотреть возможность использования комплексной оценки медицинских технологий на этапе выделения бюджетных средств для субсидирования научно-исследовательских работ и разработки лекарственных средств;

3. Министерству образования и науки Российской Федерации:

— Усовершенствовать систему российского до- и последипломного медицинского образования;

— Разработать специальные программы обучения студентов медицинских вузов технологическим методам научных медицинских исследований, принципам доказательной медицины, методам обработки научной информации и др.;

— Разработать программы научного обмена между студентами и научными сотрудниками, работающими в области биомедицинских исследований;

4. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

— Подготовить изменения в Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» в отношении включения понятия инновационности лекарственного средства (терапия прорыва);

— Разработать критерии инновационных лекарственных средств (терапия прорыва);

— Разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие консультирование по вопросам комплексной оценки лекарственных препаратов;

— Подготовить изменения в Федеральный закон №ФЗ-180 «О биомедицинских клеточных продуктах» в отношении внесения требований по проведению комплексной оценки лекарственных средств, а также в отношении организации научного консультирования по вопросу доклинических и клинических исследований биомедицинских клеточных продуктов;

— Рассмотреть возможность расширения процедуры клинической апробации инновационных продуктов для незарегистрированных технологий;

— Создать при медицинских вузах центры коллективного пользования оборудованием для проведения научных медицинских исследований;

5. Министерству экономического развития Российской Федерации:

— Рассмотреть возможность использования инструментов ГЧП для создания инфраструктурных проектов и повышения эффективности их эксплуатации.