В рамках проведения финального этапа IV Спартакиады пенсионеров России 30 сентября в г. Пенза состоялось заседание Экспертного совета по физической культуре и спорту при Комитете СФ по социальной политике на тему: «Физическая культура и спорт для граждан старшего поколения. Особенности законодательного регулирования», которое провел председатель Экспертного совета, директор ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» Константин Вырупаев и председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
В ходе мероприятия обсуждались особенности законодательного регулирования вопросов развития физкультуры и спорта для граждан старшего возраста.
По итогам мероприятия была принята РЕЗОЛЮЦИЯ:
Экспертного совета по физической культуре и спорту
Правительство Пензенской области уделяет особое внимание долголетию и физической активности людей старшего возраста и пенсионеров, регулярно проводит спортивно-массовые мероприятия. Ежегодно проводится областная спартакиада пенсионеров, а в этом году на территории субъекта прошел финальный этап соревнований IV Спартакиады пенсионеров России.
Государство видит в людях старшего поколения носителей знаний и опыта, которые вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие России, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодому поколению, обеспечивают связь и солидарность поколений.
В целях создания условий для активного долголетия граждан старшего поколения, повышения уровня и качества их жизни подготовлены и утверждены следующие базовые документы:
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года №164-р. В рамках реализации первого этапа Стратегии распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2016 года утвержден план мероприятий на 2016 – 2020 годы. В рамках реализации плана мероприятий первого этапа предусмотрено:
— организация и проведение массовых физкультурных мероприятий, пропагандистских акций, направленных в том числе на вовлечение в занятия физической культурой и спортом граждан старшего поколения;
— увеличение количества объектов спорта, в том числе доступных для занятий физической культурой и спортом граждан старшего поколения;
— реализация мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди граждан старшего поколения.
Подпрограмма №6 «Старшее поколение» государственной программы «Социальная поддержка граждан», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №296 с изменениями, внесенными Постановлением от 9 августа 2017 года №957. Важно отметить, что единственным целевым индикатором подпрограммы №6 является численность неработающих пенсионеров, прошедших курс обучения компьютерной грамотности в рамках софинансирования социальных программ субъектов Российской Федерации.
Государственной программой «Развитие физической культуры и спорта до 2020 года» к числу приоритетных направлений отнесены:
- вовлечение граждан в регулярные занятия физической культурой и спортом, прежде всего детей и молодежи;
- повышение доступности объектов спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- совершенствование системы подготовки спортивного резерва;
- усиление конкурентоспособности отечественного спорта на международной арене и т. д.
Вместе с тем, стоит отметить, что целевых индикаторов и показателей, способствующих популяризации занятий физической культурой среди людей старшего поколения в государственной программе не предусмотрено.
Подготовлен проект Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года. Принятие Концепции обеспечит доступ социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере за счет бюджетных средств.
К гражданам старшего поколения, согласно Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, относятся граждане следующих возрастных категорий:
от 60 до 64 лет – это социально и экономически активные люди, продолжающие осуществлять трудовую деятельность;
от 65 лет до 80 лет – это, как правило, люди менее активные, многим из которых требуется медицинская помощь и социальные услуги;
и граждане старше 80 лет – это, как правило, люди, имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи.
Вместе с тем, такая градация является достаточно условной, так как граждане старшего поколения в любом возрасте могут быть физически и социально активными либо нуждающимися в уходе, помощи и поддержке. Меры в отношении граждан старшего поколения должны быть дифференцированы в зависимости от потенциала и потребностей каждого гражданина.
Участники заседания считают необходимым продолжить межведомственную работу совместно с Минспортом России и Минтрудом России, иными заинтересованными ведомствами и организациями в целях выработки мер популяризации занятий физической культурой среди людей старшего поколения, укрепления их здоровья и, как следствие, повышения качества их жизни.
В качестве возможного пути решения обозначенных проблем участники заседания видят внесение изменений и дополнений в подпрограмму №6 «Старшее поколение» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»:
- дополнить перечень участников подпрограммы №6 «Старшее поколение» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» Министерством спорта Российской Федерации;
- внести соответствующие изменения в формулировки задач и целевых индикаторов подпрограммы, сфокусировав внимание на популяризации физической культуры и спорта для людей старшего поколения, пропаганде активного долголетия;
- дополнить перечень основных мероприятий государственной программы (Приложение №3), предусмотрев соответствующее финансирование.
Результатом подобных изменений может стать:
- увеличение средней продолжительности жизни населения, продление периода активного долголетия;
- повышение качества жизни граждан старшего поколения;
- увеличение численности граждан старшего поколения, осуществляющих трудовую деятельность;
- увеличение количества граждан старшего поколения, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- совершенствование подходов и программ занятий физической культурой и спортом для пожилых людей и т. д.
Участники заседания, заслушав и обсудив доклад первого заместителя Министра труда и социальной защиты населения Российской Федерации А.В. Вовченко об основных направлениях государственной поддержки граждан старшего поколения, выступление министра физической культуры и спорта Пензенской области Г.Е. Кабельского об опыте Пензенской области по вовлечению граждан старшего поколения в занятия физической культурой и спортом, сообщения заместителя председателя Союза пенсионеров России В.И. Клоницкого, заслуженного работника физической культуры и спорта Российской Федерации В.А. Полюхина и председателя правления Национальной конфедерации «Развитие человеческого капитала» В.В. Оськина, решили рекомендовать:
Правительству Российской Федерации
— в целях обеспечения доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в социальной сфере рекомендовать утвердить Концепцию развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года;
Экспертному совету по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике
— подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в подпрограмму №6 «Старшее поколение» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Экспертному совету по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике совместно с Комитетом Совета Федерации по социальной политике:
— внести в Правительство Российской Федерации предложения по включению в перечень приоритетных федеральных проектов проект «Старшее поколение».