Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению

РЕШЕНИЕ

Вопрос совершенствования оказания лабораторно-диагностической помощи населению в Российской Федерации становится все более актуальным.

Стремительное развитие медицинских технологий, появление новых методов лечения существенно повысило значимость лабораторных исследований. Лабораторная медицина в настоящее время по количеству представляемой информации является одной из самых объемных отраслей клинической медицины. Она объединяет в себе и служит основой для практически всех направлений клинической медицины: кардиология, гематология, гастроэнтерология, анестезиология, реаниматология, педиатрия, пульмонология, иммунология, аллергология, урология, гинекология, хирургия, инфекционные заболевания и др.

В Российской Федерации функционирует более 8 000 клинико-диагностических лабораторий (КДЛ), которые выполняют около 3,5 млр. анализов в год. Однако почти 80 % в структуре лабораторных анализов приходится на низкоинформативные виды исследований — общеклиническое исследование крови и мочи, в то время, как современная клиническая практика нуждается в высокоинформативных видах лабораторных анализов. Низкое качество и информативность лабораторных исследований сформировало недоверие врачей к результатам анализов. При переходе пациента с одного уровня оказания медицинской помощи на другой, или переводе в другое лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ), повторно выполняется до 40% лабораторных исследований. Очевидно, что функционирующие КДЛ не способны в полной мере решать те задачи, которые ставит перед ними современное здравоохранение.

Важнейшей мировой тенденцией развития клинической лабораторной диагностики является централизация лабораторных исследований. Централизация лабораторных исследований – процесс концентрации выполнения плановых лабораторно-диагностических исследований для лечебно-профилактических учреждений государственной формы собственности, расположенных на определенных территориально-административных образованиях, в крупных государственных высокоавтоматизированных централизованных лабораториях (ЦЛ), выполняющих широкий перечень различных анализов. Централизация проводится как для массовых, так и дорогостоящих видов исследований. Основная цель централизации – обеспечение доступности населению к высококачественным, а подчас и дорогостоящим методам лабораторной диагностики. Экономический эффект централизации обусловлен резким снижением себестоимости лабораторных исследований при их массовом производстве, что позволяет использовать сохраненные финансовые ресурсы на расширение спектра лабораторных исследований и внедрение новых технологий.

Проблема централизации лабораторных исследований в полной мере актуальна и для России: в стране большое количество КДЛ, для которых характерна низкая клиническая и экономическая эффективность. Опыт экономически развитых стран мира свидетельствует о положительной роли централизации в решении практических задач здравоохранения.

Необходимо отметить, что в ряде регионов Российской Федерации активно развивается система централизации лабораторных исследований. Так, создана и эффективно функционирует система централизованной лабораторной диагностики в Москве. Основанием для ее формирования послужил Приказ Департамента здравоохранения Москвы от 12 декабря 2014 г. № 1051 «О мероприятиях по оптимизации деятельности клинико-диагностических лабораторий медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь». Данный Приказ регламентировал переход лабораторной службы амбулаторно-поликлинического звена Департамента здравоохранения Москвы на трехуровневую систему, включающая пять ЦЛ. Подобные системы ЦЛ созданы в Белгородской, Ярославской и ряде других областей России.

Одной из основных проблем, которую необходимо решить соответствующему руководящему органу здравоохранения региона при создании ЦЛ является определение источников финансирования ее деятельности. В настоящее время финансирование ЦЛ может осуществляться из бюджета, из средств Фонда обязательного медицинского страхования, путем выделения централизованных квот различного уровня и др. Наиболее распространенная модель финансирования ЦЛ включает оплату исследований, выполненных по направлению амбулаторно-поликлинических учреждений из фондов ОМС с соответствующими вычетами из объемов финансирования ЛПУ, направивших материал на исследование. Наибольшие проблемы возникают при оплате лабораторных исследований, выполняемых в ЦЛ, для:

— стационаров, так как финансирование осуществляется по пролеченному случаю и данная модель не предусматривает выделение отдельного тарифа на лабораторную услугу;

— бюджетных ЛПУ (психо-неврологические диспансеры, фтизиатрические ЛПУ, госпитали ветеранов войн и т. д.), так как в бюджете этих учреждений также нет выделенного тарифа на лабораторные услуги, выполняемые в ЦЛ.

Другой аспект проблемы – нехватка специалистов с высшим медицинским и средним медицинским образованием наряду с внедрением в практику лабораторий средств автоматизации и информатизации производства лабораторных анализов. В настоящее время реальная укомплектованность врачами клинической лабораторной диагностики КДЛ составляет менее 40 %. Несколько лучше обстоят дела с укомплектованностью КДЛ средним медицинским персоналом, однако и в нем лаборатории испытывают постоянный недостаток.

Очевидно, что учитывая географические, финансовые и другие особенности различных регионов нашей страны, невозможно предложить и практически реализовать какую‑то одну концепцию централизации лабораторных исследований. Однако для обеспечения населения доступной и качественной лабораторно-диагностической помощи необходимо разработать принципы формирования централизованной лабораторной службы, которые будут общими для всех регионов России.

Таким образом, в настоящее время в обеспечении доступности и качества оказания лабораторно-диагностической помощи населению Российской Федерации имеется ряд нерешенных организационных и финансовых вопросов, что в совокупности приводит к существенным социально-экономическим затратам и требует необходимости разработки и внедрения системных мер и решений.

В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

— с целью совершенствования лабораторно-диагностической службы законодательно определить термин «Централизованная лаборатория» и разработать критерии для получения данного статуса;

— разработать номенклатуру лабораторных услуг, соответствующую Федеральному справочнику лабораторных исследований;

— разработать методические рекомендации по выбору методов лабораторной диагностики для разных нозологий и состояний;

— для оптимизации финансирования разработать технологические карты методов лабораторной диагностики;

— с учетом внедрения в практику лабораторий современных средств диагностики, принять меры по улучшению подготовки кадров.

2. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования:

— разработать тарифы на лабораторные исследования, в соответствии с номенклатурой лабораторных услуг;

— для повышения доступности и качества оказания лабораторно-диагностической помощи в субъектах, разработать систему региональных коэффициентов;

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

— организовать маршрутизацию лабораторных исследований;

— с целью внедрения в диагностическую практику высокоинформативных видов лабораторных анализов, принять меры по улучшению подготовки кадров.