«Круглые столы»

«Об эффективности норм семейного законодательства Российской Федерации в части алиментных обязательств родителей и детей и о дополнительных мерах воздействия на должников»

Рекомендации

Утверждены решением
Комитета Совета Федерации по социальной политике
от «27» июля 2018 года
№ ____________

Участники круглого стола — члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, и иных органов государственной власти, уполномоченных по правам человека и ребенка в субъектах Российской Федерации – обсудив проблемы недобросовестного отношения к выполнению алиментных обязанностей по отношению к детям; своевременность и полноту данных выплат обязанными лицами; повышение эффективности исполнения судебных решений о взыскании алиментов; сложившуюся судебную практику по делам о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, в том числе с граждан-должников, отмечают следующее.

В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Защита прав детей является приоритетным направлением государственной политики. Одним из механизмов, гарантирующих защиту имущественных прав ребенка, является институт алиментов в семейном праве.

Семейный кодекс Российской Федерации (далее – СК РФ) закрепляет важные положения, которые способствуют реализации права на получение алиментов несовершеннолетним ребенком. Однако правоприменительная практика показывает, что не все несовершеннолетние дети, имеющие право на получение алиментов, могут на деле реализовать свое право.

Родители обязаны содержать несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в помощи, они не освобождаются от этой обязанности и после лишения их родительских прав, а также когда дети помещены в детские учреждения и находятся на полном государственном обеспечении.

В случае уклонения или невыполнения родителями либо одним из них этой обязанности допускается принудительное взыскание необходимых средств в судебном порядке.

Назначение алиментов судом либо подписание родителями соглашения по выплате алиментов не гарантирует того, что до совершеннолетия ребёнок будет исправно получать алименты на своё содержание. В настоящее время дисциплина добровольного исполнения алиментных обязательств в отношении несовершеннолетних продолжает оставаться низкой.

Закон, исходя из принципа гуманности, допускает возможность освобождения плательщика от уплаты задолженности по алиментам или уменьшения этой задолженности, если установит, что неуплата алиментов имела место в связи с болезнью этого лица или по другим уважительным причинам. А также, если его материальное и семейное положение не даёт возможности погасить образовавшуюся задолженность по алиментам (согласно п. 2 ст. 114 СК РФ). В случае если задолженность по алиментам возникла в результате недобросовестных действий, а чаще всего, бездействий плательщика, то действующее российское законодательство предусматривает принудительное взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей с лиц, добровольно их не выплачивающих. Данная функция возложена на Федеральную службу судебных приставов (далее — ФССП России) как орган государственной власти.

В результате многолетней целенаправленной работы по повышению эффективности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов, в том числе за счет разработки и реализации комплекса организационных мер по оптимизации взыскания алиментов, достигнуты значительные результаты в указанной сфере.

Имеется устойчивая динамика снижения количества находящихся на исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов (с 1,8 млн. в 2013 году до 1,6 млн. в 2017 году) и возбужденных исполнительных производств (с 734,4 тыс. в 2013году до 701 тыс. в 2017 году), остатка неоконченных исполнительных производств (с 978,6 тыс. по состоянию на 01.01.2014 до 844,9 тыс. по состоянию на 01.01.2018), в том числе по исполнительным производствам, по которым родители не приступили к исполнению своих обязательств (с 316,6 тыс. по состоянию на 01.01.2014 до 146,9 тыс. по состоянию на 01.01.2018).

Должностными лицами ФССП России в 2017 году возбуждено 119,9 тыс. дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35.1 КоАП РФ. Судами рассмотрено 115,8 тыс.

По результатам рассмотрения судами дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35.1 КоАП РФ, назначены следующие административные наказания:

административный арест – по 9,3 тыс. делам;

обязательные работы – по 104,1 тыс. делам; административный штраф —
по 1,3 тыс. делам.

Прекращено судами 794 административных дела, по 203 административным делам должникам объявлены устные замечания, по 27 административным делам — предупреждения.

Применение полномочий административной юрисдикции по ст. 5.35.1
КоАП РФ побудили 4 тыс. должников погасить имеющуюся задолженность,
30,1 тыс. должников приступить к выплате алиментов (устроились на работу, встали на учет в центры занятости населения).

Дознавателями ФССП России в 2017 году возбуждено 55,1 тыс. уголовных дел по ст. 157 УК РФ (в 2016 году – 43,1 тыс. дел).

Сумма погашенной задолженности по исполнительным производствам о взыскании алиментов, в рамках которых применялись меры уголовно-правового принуждения, составила 318,6 млн. руб.

В целях повышения эффективности исполнения исполнительных производств о взыскании алиментов в 2017 году территориальными органами ФССП России продолжена работа по взаимодействию с уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, а также с органами занятости населения по вопросам содействия в трудоустройстве должников по исполнительным документам о взыскании алиментов.

Необходимо отметить, что в настоящее время правовая база, регулирующая правоотношения в рассматриваемой сфере, продолжает совершенствоваться. В 2017 году в законодательство были внесены изменения, касающиеся исполнения производств о взыскании алиментов.

В конце 2017 года принят Федеральный закон от 30 октября 2017 года
№ 309-ФЗ «О внесении изменений в статьи 27.2 и 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части полномочий судебных приставов по доставлению и задержанию лиц по делам об административных правонарушениях), наделяющий должностных лиц ФССП России полномочиями по осуществлению административного задержания и доставления лица, в отношении которого ведется производство, предусмотренное статьей 5.35.1 КоАП РФ.

Вступил в силу Федеральный закон от 14 ноября 2017 года № 321-ФЗ «О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации Федеральный закона „Об исполнительном производстве“, положения которого возлагают на организации и лиц, выплачивающих должнику периодические платежи, обязанность по индексации алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, не только в случаях получения исполнительного документа непосредственно от взыскателя, но и в случаях получения исполнительного документа или его копии от судебного пристава-исполнителя.

В 2018 году вступили в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона „Об исполнительном производстве“ (№ 48-ФЗ от 7 марта 2018 года), суть которых сводится к возможности признания в судах «безвестно отсутствующими» должников по алиментам, которых приставы не могут найти в течение года и более. В подобных случаях суды обычно отказывают заявителям: судья обязан запрашивать информацию лишь у органов внутренних дел, а там данных о розыске неплательщика нет. Поправки добавляют в перечень ведомств, у которых суд может запрашивать информацию, и судебных приставов. Последним закон прямо предписывает разъяснять заявителям их право обращаться в судебные органы с заявлением о признании должника «безвестно отсутствующим». Это позволит получать ребенку пенсию по потере кормильца.

Государственной Думой 12 июля 2018 года принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации» (проект № 220429–7), которым предлагается полное или частичное освобождение алиментоплательщика от уплаты задолженности по неустойке за несвоевременную уплату алиментов, с учетом материального семейного положения алиментоплательщика и в случае несоразмерности имеющейся задолженности. В настоящее время размер неустойки равен 0,5% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки, что составляет 182,5% в год.

Данная инициатива была подготовлена в развитие решения Конституционного суда Российской Федерации, который в своем постановлении от 6 октября 2017 года № 23-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 115 СК РФ и пункта 1 статьи 333 ГК РФ в связи с жалобой гражданина Р.К. Костяшкина» (далее — постановление КС РФ № 23-П), признав положения пункта 2 статьи 115 СК РФ и пункта 1 статьи 333 ГК РФ не противоречащими Конституции Российской Федерации, определил их конституционно-правовой смысл, указав, что данные положения в системе действующего правового регулирования не препятствуют суду при наличии заслуживающего внимания обстоятельств уменьшить неустойку при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов.

В тоже время существует ряд проблем, препятствующих дальнейшему повышению эффективности принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов.

С учетом судебной и правоприменительной практики требуют разрешения вопросы привлечения должников, уклоняющихся от уплаты алиментов, к административной и уголовной ответственности.

Следует совершенствовать законодательство в части установления имущественного положения должника.

Продолжает оставаться вопрос трудоустройства должников в сельских поселениях, должников, отбывающих наказания в местах лишения свободы либо отбывших наказание, в случае сокращения рабочих мест, отсутствия
или банкротства предприятий.

Повышению эффективности принудительного исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов будет способствовать развитие института ограничения личных неимущественных прав.

Остается проблемным вопрос выплат пособий на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в том числе находящиеся в розыске, но не признанные безвестно отсутствующими.

Среди инициатив, находящихся на различных этапах разработки, представляется важным отметить предложение по совершенствованию механизма определения справедливого размера алиментов, исходя из соотношения доходов родителей, потребностей ребенка с учетом его возраста, конкретных обстоятельств его жизни (например, получение им платного образования или медицинских услуг). В том числе, на установление критериев определения суммы алиментов в твердой денежной сумме. Четкость таких критериев, их обоснованность и прозрачность будут восприниматься как справедливые и тем родителем, который получает алименты, и тем, который их платит.

Немаловажной проблемой остаётся взыскание алиментов с лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Основными причинами сложившейся ситуации являются: дефицит рабочих мест у осуждённых, низкий уровень оплаты труда в местах лишения свободы, иные удержания из заработной платы осужденных, несвоевременное перечисление администрацией исправительных учреждений алиментов и пр. В связи с чем, Комитетом Совета Федерации по социальной политике, в рамках подготовки проекта постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «Об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации» по итогам проведения правительственного часа с участием Министра юстиции Российской Федерации А.В. Коновалова и директора Федеральной службы исполнения наказаний Г.А. Корниенко, направлялось предложение рекомендовать Правительству Российской Федерации принять меры по трудоустройству лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, обязанных по решению суда уплачивать алименты (за исключением случаев наличия у них медицинских противопоказаний).

В целях наиболее полной защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних представляется необходимым дополнительная разработка специальной программы обеспечения в первоочередном порядке рабочими местами в исправительных учреждениях лиц, имеющих несовершеннолетних детей, отбывающих наказание и не трудоустроенных в местах лишения свободы.

С учетом того, что трудоустройство должников является серьезным резервом для обеспечения фактического взыскания задолженности по исполнительным производствам о взыскании алиментов и, как следствие, снижения суммы задолженности по алиментам, членом Совета Федерации В.А. Петренко был разработан проект федерального закона № 95387–7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“ в целях усиления ответственности должников». Данная инициатива ФССП была поддержана. Законопроектом предлагается дополнить перечень категорий граждан, для которых работа считается подходящей, категорией граждан, обязанных уплачивать алименты по решению суда, которые обратились в государственную службу занятости по направлению судебного пристава-исполнителя.

Принятие предлагаемого проекта федерального закона будет являться дополнительной социальной защитой прав и законных интересов детей, стимулом для добросовестного исполнения родительских обязанностей по их содержанию, тем самым обеспечивая погашение задолженности по исполнительным производствам о взыскании алиментов.

Однако Правительством Российской Федерации подготовлено отрицательное заключение, в обосновании которого говорится о возможных нарушениях прав граждан, уплачивающих алименты добровольно.

Совет Федерации уделяет пристальное внимание вопросам совершенствования механизмов воздействия на должников в части алиментных обязательств.

В 2017 году в палате было проведено заседание «круглого стола» на тему: «Правовые аспекты реализации норм семейного законодательства Российской Федерации, касающихся алиментных обязательств». Состоялись «парламентские слушания» на тему «Совершенствование семейного законодательства в целях обеспечения государственных гарантий защиты семей с детьми от разрушения и неблагополучия». В весеннюю сессию 2018 года перед сенаторами в рамках «правительственного часа» с докладом выступил директор ФССП России Д.В. Аристов.

В Национальной стратегии в интересах детей, реализовывавшейся в период с 2012–2017 годы, пристальное внимание уделялось повышению благосостояния семей с детьми, совершенствованию механизма алиментных выплат на несовершеннолетних.

С 2018 года Указом Президента Российской Федерации объявлено Десятилетие детства. Планом реализации Десятилетия детства предусмотрены меры, направленные на снижение количества исполнительных производств
о взыскании алиментов, не оконченных на конец отчетного периода, а также
на снижение размера задолженности по алиментам на несовершеннолетних детей.

Исходя из необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в части повышения результативности взыскания алиментов на детей, участники «круглого стола» рекомендуют:

Министерству юстиции Российской Федерации:

1. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации:

в части назначения судом принудительных работ в качестве основного вида наказания в отношении лиц, осужденных за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

в части совершенствования порядка применения ограничения
на пользование должником специальным правом в отношении должников, уклоняющихся от исполнения обязательств, в том числе должников, объявленных в розыск;

в части установления имущественного положения должника, предусмотрев возможность государственных органов проверять граждан, претендующих на замещение вакантных должностей гражданской службы, а также обязанность страховых компаний проверять до заключения договора обязательного страхования владельцев транспортных средств на предмет наличия у них задолженности по исполнительным производствам в банке данных в исполнительном производстве, и при наличии у указанных лиц задолженности направлять информацию в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство.

2. Рассмотреть возможность разработки специальной программы обеспечения в первоочередном порядке рабочими местами в исправительных учреждениях лиц, имеющих несовершеннолетних детей, отбывающих наказание и не трудоустроенных в местах лишения свободы.

Министерству юстиции Российской Федерации совместно
с Федеральной службой судебных приставов:

Продолжить работу над:

проектом федерального закона, устанавливающего основания для отказа
в предоставлении государственных услуг должникам;

проектом федерального закона, предусматривающего обязанность медицинских учреждений предоставлять сведения о факте обращения гражданина за медицинской помощью по запросу судебного пристава-исполнителя в связи с розыском должника, а также возможность использования на безвозмездной основе средства массовой информации.

Проработать вопрос о подготовке проекта федерального закона, предусматривающего возможность рассмотрения судами дел по статье 5.35.1 КоАП РФ в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Федеральной службе судебных приставов:

1. По результатах анализа судебной практики привлечения должников к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.35.1 КоАП РФ, подготовить письмо в Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения формирования единообразного подхода судов Российской Федерации в ходе применения указанной статьи КоАП РФ;

2. Проработать вопрос обязательного социального страхования рисков, связанных с невозможностью в течение определенного времени уплачивать алименты;

3. Продолжить практику общероссийских рейдовых мероприятий по исполнительным производствам о взыскании алиментов;

4. Обобщить практику территориальных органов ФССП России по контролю за правильностью удержания алиментов бухгалтериями организаций (предприятий) в рамках неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов, по которым в организации направлены постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должников;

5. Обобщить практику применения территориальными органами
ФССП России Федерального закона от 7 марта 2018 года № 48-ФЗ «О внесении изменений в статью 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в части мотивации взыскателя на обращение в суд с заявлением о признании должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим, в том случае, если его розыск оказался безрезультатным, и складывающейся судебной практики, за 2018 год;

6. Продолжить контроль за своевременностью и полнотой совершения исполнительных действий в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов;

7. Продолжить работу по привлечению внимания общественности к нарушению прав детей, обеспечению интересов материнства и детства.

Федеральной службе судебных приставов совместно
с Генеральной прокуратурой Российской Федерации:

Подготовить обзор о практике применения статьи 157 Уголовного кодека Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Разработать и принять региональные программы по стимулированию работодателей к обеспечению трудовой занятости осужденных, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы, с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций.

2. Рассмотреть возможность увеличения пособий на ребенка (детей), родители которого уклоняются от уплаты алиментов, из расчета не ниже 1/2 величины прожиточного минимума для ребенка (детей), установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

3. Рассмотреть возможность трансляции социальной рекламы, призывающей к уплате алиментов с использование различных информационных ресурсов, информации о разыскиваемых должниках.

Комитету Совета Федерации по социальной политике:

1. Поддержать предложения, высказанные участниками круглого стола, с целью повышения эффективности норм семейного законодательства Российской Федерации в части алиментных обязательств.

2. Направить рекомендации в Правительство Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральную службу исполнения наказания, органы государственной власти субъектов Российской Федерации для использования в работе.

3. Направить в Правительство Российской Федерации предложение о возможности рассмотрения вопроса возобновления работы над проектом федерального закона № 95387–7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в целях усиления ответственности должников».

4. Материалы круглого стола разместить на сайтах Комитета и Совета Федерации.