«Круглые столы»

«Внедрение альтернативных механизмов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации путем предоставления целевого сертификата: совершенствование нормативно-правового регулирования»

Рекомендации

Рассмотрев комплекс вопросов об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – ТСР), участники «круглого стола» отмечают следующее.

В соответствии с законодательством Российской Федерации государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение ТСР и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. За обеспечением ТСР ежегодно обращается 1,6 млн. человек. При этом номенклатура ТСР, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, насчитывает свыше 290 наименований изделий. Уровень обеспеченности в 2016 и 2017 годах составил – 87,25% и 88,63% соответственно.

В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года ключевой целью развития страны определено обеспечение благополучия наших граждан, повышение эффективности социальной защиты населения. При этом акцентировано внимание на необходимости наладить разработку и локализацию ключевых технологий и решений, включая сферу, определяющую качество жизни, например, современных средств реабилитации для людей с ограничениями по здоровью.

В целях создания в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной отрасти, обеспечивающей потребности инвалидов и маломобильных граждан, а также значимый прирост качества их жизни реализуется Стратегия развития производства промышленной продукции реабилитационной направленности до 2025 года.

Во многих регионах накоплен положительный опыт и разработаны дополнительные меры по обеспечению инвалидов ТСР, отлажена система межведомственного взаимодействия, созданы условия для обеспечения инвалидов качественными ТСР, постоянно идет работа по поиску новых решений с тем, чтобы получение ТСР стало быстрым и удобным для инвалидов.

Повышению качества и оперативности в работе способствует внедрённая некоторыми субъектами Российской Федерации электронная система межведомственного взаимодействия между главным бюро медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ), региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации и органами исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования, социального развития, физической культуры и спорта путем обмена электронными выписками из индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов (далее — ИПРА) и отчетами об исполнении реабилитационных мероприятий.

Также процедуру выдачи инвалидам ТСР призван упростить принцип «одного окна», который начал реализовываться в многофункциональных центрах. Интересен опыт по использованию целевых сертификатов, которые с 2017 года выдаются в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, а также проведенный в городе Москве эксперимент по предоставлению инвалидам ТСР с использованием электронного социального сертификата.

Помимо Федерального перечня реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг для инвалидов (далее – Федеральный перечень ТСР) на региональном уровне приняты дополнительные перечни, в рамках которых инвалидам во временное и безвозмездное пользование предоставляются ТСР. Практика работы пунктов проката и рост количества граждан, обратившихся за данной услугой, показали ее востребованность. Открытие таких пунктов на территории всех регионов позволило бы большему количеству не только инвалидов, но и людей, получивших травму или проходящих реабилитацию по болезни, не приобретая дорогостоящего оборудования, решить проблемы беспрепятственного передвижения и самообслуживания.

Действующие в настоящее время механизмы обеспечения инвалидов ТСР предусматривают как выдачу этих средств в натуральной форме по результатам проведенных конкурсных процедур уполномоченными органами, так и выплату компенсации при их самостоятельном приобретении инвалидом. Однако, оба механизма имеют ряд недостатков, обусловленных в том числе длительностью сроков предоставления ТСР – в одном случае, а также необходимостью привлечения инвалидами собственных средств для внесения полной стоимости ТСР при самостоятельном приобретении и последующим получением компенсации.

Субъекты Российской Федерации обращают внимание на возникающие проблемы, связанные с обеспечением инвалидов ТСР, среди которых следующие:

— невозможность учета индивидуальных особенностей инвалидов при предоставлении ТСР;

— отсутствие указаний на индивидуальные характеристики инвалида в ИПРА, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы;

— низкое качество ТСР, так как при размещении заказа в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» главным является ценовой критерий.

По мнению участников «круглого стола», перспективным направлением совершенствования системы обеспечения инвалидов средствами реабилитации является введение сертификатов для самостоятельного приобретения ТСР.

В соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2018 год было запланировано внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статью 8 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в части совершенствования порядка обеспечения инвалидов отдельными ТСР и (или) услугами. Полагаем, что принятие указанного законопроекта является актуальным, необходимо ускорить его доработку и внесение в Государственную Думу не позднее осенней сессии 2018 года.

Рассмотрев и обсудив вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации участники «круглого стола» рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

1. Ускорить разработку и внесение в Государственную Думу проекта федерального закона, устанавливающего дополнительный механизм обеспечения инвалидов ТСР путем предоставления электронного реабилитационного сертификата на отдельные виды ТСР (далее – сертификат), учесть в законопроекте следующие предложения:

— при определении стоимости сертификата на предоставление крупногабаритных ТСР учитывать стоимость за доставку ТСР до места проживания инвалида;

— при обеспечении инвалидов ТСР путем предоставления сертификатов включать в размер стоимости сертификата стоимость услуги по сборке, установке, вводу в эксплуатацию ТСР, пользование которыми невозможно или вызывает трудности без предоставления указанных услуг;

— стоимость сертификата определять по среднерозничной цене ТСР в конкретном субъекте Российской Федерации, либо определить методику расчета стоимости этих сертификатов;

— при отсутствии возможности приобретения ТСР в период действия сертификата, предусмотреть возможность его аннулирования для последующего обеспечения через Фонд социального страхования Российской Федерации.

2. Рассмотреть вопрос об обеспечении индивидуального социального сопровождения инвалидов при подборе ТСР.

3. При разработке ГОСТов (внесении в них изменений) в отношении тростей, костылей, ходунков, ортопедической обуви учитывать специфику климатических условий осенне-зимнего периода.

4. Рассмотреть вопрос о разработке иного механизма обеспечения инвалидов средствами ежедневного ухода (абсорбирующее белье, подгузники, средства при нарушении функций выделения), исключив их из Федерального перечня ТСР, и обеспечивать ими, как средствами ухода и гигиены, через аптечные пункты на основании заключений врачебной комиссии медицинских организаций.

5. Рассмотреть возможность осуществления закупок отдельных ТСР (кресло-коляски) путем осуществления закупки у единственного поставщика. Разработать перечень организаций, определенных единственными поставщиками ТСР.

6. Рассмотреть возможность предоставления инвалиду ТСР не только по медицинским показаниям, но и в соответствии с его личностными интересами с целью социальной реабилитации (социокультурной реабилитации, средствами спорта, профессиональной подготовки).

7. Рассмотреть вопрос о разработке механизма маркирования отдельных видов ТСР, в частности кресел-колясок.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

1. Обеспечить распространение лучшего регионального опыта по обеспечению инвалидов дополнительными ТСР и практике работы пунктов проката ТСР, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Минтруда России в сети Интернет.

2. Завершить работу по подготовке методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации по оснащению пунктов проката ТСР.

Фонду социального страхования Российской Федерации:

рекомендовать территориальным органам Фонда социального страхования Российской Федерации при подготовке к проведению конкурсных процедур по закупке ТСР согласовывать технические задания с региональными общественными организациями инвалидов.

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Продолжить в 2018 году работу по развитию в субъектах Российской Федерации пунктов временной выдачи инвалидам ТСР (пункты проката ТСР) с привлечением к их формированию широкого круга поставщиков.

2. Продолжить практику формирования дополнительных региональных перечней ТСР.

3. Внедрять проекты по обеспечению ТСР (входящих в дополнительные региональные перечни) с использованием целевых сертификатов на приобретение ТСР.

3. Внедрять электронную систему межведомственного взаимодействия между главным бюро МСЭ, региональным отделением Фонда социального страхования и региональными органами государственной власти.

4. Внести в законодательные акты субъектов Российской Федерации изменения, направленные на развитие системы поддержки производителей ТСР.

5. Стимулировать в субъектах Российской Федерации организацию новых современных производств товаров и услуг для инвалидов, детей-инвалидов и граждан пожилого возраста.