«Круглые столы»

«О совершенствовании нормативно-правового регулирования в области организации оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями»

В Комитете Совета Федерации по социальной политике состоялось заседание «круглого стола», посвященного совершенствованию нормативно-правового регулирования в области организации оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

В докладах кардиологов – экспертов из регионов особое внимание было уделено проблемам профилактики и диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. Участники мероприятия – внештатные специалисты-кардиологи Министерства здравоохранения Российской Федерации, а также эксперты в области кардиологии из регионов представили доклады на тему повышения эффективности мер в оказании медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями и поделились региональным опытом в лечении людей с такой патологией.

Рекомендации

В Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации ВВ. Путин объявил 2015 год национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, занимающими первое место среди причин смертности в России.

В настоящее время смертность от сердечно-сосудистых заболеваний (далее - ССЗ) составляет 56,8% всех смертельных исходов в Российской Федерации, вызывая наибольшее количество социально-экономических потерь. По данным Росстата смертность населения по причинам смертности от ССЗ в 2013 году составила 1 001 799 человек. В соответствии с национальной политикой в области охраны здоровья борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями является одним из ключевых приоритетов государства, а снижение показателей смертности населения – индикатором успеха деятельности всей системы здравоохранения.

Последовательно проводимая в Российской Федерации в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и «Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2511-p, социальная политика обеспечила в течение последних пяти лет существенное повышение эффективности медицинской помощи больным с ССЗ.

В результате мероприятий по совершенствованию специализированной медицинской, в том числе высокотехнологичной, помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, первичной и вторичной профилактики болезней сердца и сосудов, смертность от болезней системы кровообращения в течение последних лет неуклонно снижается. Тем не менее, для выхода на целевые демографические показатели к 2020 году - снижение общего коэффициента смертности (доли умерших в расчете на тысячу) с 14.6% до 11.0% и увеличение общей продолжительности жизни до 75 лет – необходимо придать борьбе с ССЗ новый импульс.

Государством и экспертным сообществом проводится последовательная политика в области совершенствования медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Комитет Совета Федерации по социальной политике в рамках экспертного совета по здравоохранению вел активную деятельность в данном направлении. В 2013 году была создана рабочая группа по кардиологии при экспертном совете по здравоохранению, в которую вошли главные специалисты и ведущие медицинские эксперты в области ССЗ.

Экспертный совет по здравоохранению успешно использует формат рабочих групп по отдельным направлениям. Такой формат предполагает тщательную проработку отдельной проблематики на протяжении необходимого периода времени. Основным вопросом, который рассматривался в рамках деятельности рабочей группы по кардиологии в 2013 году, было совершенствование медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом (далее - ОКС). Рабочей группой проводились заседания в субъектах РФ с целью обмена опытом между регионами и сбора информации по состоянию проблемы. Также было проведено исследование заболеваемости и мер лечения ОКС в субъектах Российской Федерации. Результатами данной деятельности стали рекомендации по совершенствованию медицинской помощи пациентам с ОКС, которые были успешно использованы субъектами РФ в работе. В большинстве регионов (в 4 из 5) были пересмотрены программы государственных гарантий медицинской помощи в соответствии с рекомендациями рабочей группы экспертного совета по здравоохранению.

В 2015 году предлагается выбрать ряд других направлений для работы экспертного совета в целях улучшения медицинской помощи больным ССЗ, исходя из статистики заболеваемости и смертности и степени проработки проблемы.

В рамках программ борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями в России в последние годы основной акцент был направлен на реализацию первоочередных мероприятий по профилактике, раннему выявлению и лечению сердечно-сосудистых заболеваний – многие годы осуществляется диспансеризация взрослого населения, проведена большая работа по организации оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями (инфаркт миокарда, ОНМК), значительно увеличилось количество оперативных вмешательств. Тем не менее, в результате проведения широкомасштабной диспансеризации работающего населения в нашей стране было выявлено значительное число лиц с высоким сердечно-сосудистым риском. С целью повышения эффективности их дальнейшего ведения и создания условий для персонализации активного вмешательства представляется целесообразным выделение следующих групп пациентов:

  • с тяжелой хронической сердечной недостаточностью;
  • с жизнеугрожающими нарушениями ритма и высоким риском внезапной смерти;
  • с тяжелым атеросклерозом;
  • с резистентной артериальной гипертензией;
  • перенесших острый коронарный синдром.

Среди больных ишемической болезнью сердца, артериальной гипертонией и другими патологиями, сопровождающихся развитием сердечной недостаточности, сердечная недостаточность вносит существенный вклад в уровень высокой смертности и госпитализаций. Среди страдающих клинически выраженным ХСН среднегодовая смертность достигает 12%, т.е. за один год в России по причине ХСН умирают до 612 тыс. человек – в 10 раз больше, чем от инфаркта миокарда, приводящего к 60 тыс. случаев смерти в год.

Жизнеугрожающие нарушения ритма являются причиной внезапной смерти более чем 40 % больных с сердечной недостаточностью. Ежегодно в России только по причине аритмии, от внезапной смерти погибает не менее 250 000 человек. Как правило, причиной смерти 60-80% пациентов становятся жизнеугрожающие аритмии, связанные с желудочковой тахикардией, фибрилляцией желудочков и в 20% случаев — с брадикардией.

Артериальная гипертензия - самое частое хроническое заболевание у взрослых, связанное с повышением артериального давления.

Атеросклероз является обычной причиной инфарктов, инсультов и заболеваний периферических сосудов. Это заболевание носит универсальный характер, поражая различные сегменты артериального русла у людей разного возраста.

Острый коронарный синдром также является одной из причин, определяющих высокую смертность в Российской Федерации вследствие сердечно-сосудистой патологии. По данным статистики ежегодно в России регистрируется более 600 тыс. случаев острого коронарного синдрома, из которых около 200 тыс. приводят к развитию инфаркта миокарда.

Несмотря на эффективную политику в области медицинской помощи больным ССЗ остаются нерешенными многие проблемы.

Нельзя признать удовлетворительной систему профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Мировой опыт доказывает, что профилактическая работа  более эффективна, чем клинический подход к решению проблем. Именно поэтому государственная поддержка крайне важна для предотвращения смертности и инвалидности трудоспособного населения страны вследствие сердечно-сосудистых заболеваний. Несомненно, для реализации профилактических мероприятий требуются большие материальные ресурсы.

В условиях ограничения бюджета источником необходимых денежных средств могут стать инвестиции частного сектора. Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом способствующим повышению качества обслуживания пациентов и доступности дорогостоящих видов лечения, а также модернизации системы информирования, повышению уровня квалификации медицинского персонала.

Важнейшей проблемой является низкая грамотность населения в области сердечно-сосудистых заболеваний, которая приводит к позднему обращению пациентов за врачебной помощью. Это создает предпосылки для развития необратимых изменений и ухудшает прогноз лечения. В связи с этим возникает необходимость: 1) создания условий для обеспечения максимально оперативной диагностики и транспортировки больных в лечебные учреждения; 2) распространения социально-значимой информации среди всех слоев населения, направленной на увеличение и ускорение обращений за специализированной медицинской помощью при первых симптомах.

Использование устаревших технологий и методов лечения сердечно-сосудистых заболеваний, все еще применяемых в Российской Федерации, также мешает успешному проведению мероприятий по медицинской помощи больным ССЗ. Широкое внедрение в практическое здравоохранение новых современных схем лечения, направленных на предотвращение осложнений сердечно-сосудистых заболеваний, также позволит снизить показатели общей смертности.

Мешают эффективной деятельности и отсутствие преемственности ведения больных на разных этапах оказания помощи.

Не менее важной проблемой является кадровый дефицит. Сегодня обучение квалифицированных специалистов-кардиологов проводится в единичных медицинских учреждениях, которые не обеспечивают весь кадровый состав существующих сосудистых центров, созданных за последние годы в РФ.

До сих пор в Российской Федерации не решен вопрос с обеспечением необходимым оборудованием, расходными материалами, лекарственными препаратами, препаратами для обеспечения круглосуточной работы рентгенхирургических отделений в течение всей недели (24 часа 7 дней в неделю) с целью оказания высокотехнологичной помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями в регионах.

В целях решения вышеуказанных проблем, а также повышения эффективности мер, принимаемых органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и совершенствования оказания медицинской помощи пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, участники «круглого стола» предлагают:

1. Экспертному совету по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике:

  • расширить рабочую группу по кардиологии, включив в нее новые направления деятельности и расширив ее состав за счет специалистов в области ССЗ по ключевым направлениям;
  • продолжить работу по совершенствованию медицинской помощи пациентам с ССЗ.

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

  • в связи с пересмотром федеральных перечней, внести изменения в соответствующие стандарты лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями;
  • продолжить работу по оптимизации КСГ по кардиологическому профилю для обеспечения качественной медицинской помощи пациентам с ССЗ;
  • рассмотреть вопрос о пересмотре порядка оказания медицинской помощи, регламентирующем требования к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, для включения обязательного требования обеспечения круглосуточной работы (24/7/365) структурного подразделения, на базе которого оказывается медицинская помощь;
  • принять меры по совершенствованию организации мероприятий по диспансеризации и диспансерному наблюдению больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями и граждан с высоким риском их развития, предусмотрев в том числе выявление и учет пациентов с сердечной недостаточностью, фибрилляцией предсердий, риском тромбоэмболических осложнений, являющихся ведущими факторами риска развития сердечно-сосудистых заболеваний;
  • принять меры по совершенствованию медицинской помощи больным с сердечной недостаточностью и нарушениями ритма (фибриляцией предсердий), направленной на снижение смертности;
  • рассмотреть вопрос о разработке и применении программ по маршрутизации пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями для своевременного оказания им медицинской помощи на основе современных методик и препаратов;
  • разработать и внедрить методические рекомендации и программы реабилитации пациентов, перенесших инсульт и инфаркт миокарда, для обеспечения преемственности медикаментозной терапии (в первую очередь, антикоагулянтной терапии) на всех этапах оказания медицинской помощи: догоспитальном, стационарном, санаторно-курортном и амбулаторном;
  • рассмотреть вопрос о включении в перечень ЖНВЛП наиболее эффективных лекарственных средств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний с учетом программ импортзамещения;
  • рассмотреть вопрос о создании единой сквозной программы обучения студентов медицинских ВУЗов и врачей-терапевтов, кардиологов, врачей рентгенэндоваскулярных хирургов, врачей и фельдшеров скорой медицинской помощи при прохождении первичной специализации и профессионального усовершенствования;
  • рассмотреть вопрос создания симуляционных центров на базе образовательных учреждений, занимающихся подготовкой кардиологов, рентгенэндоваскулярных хирургов и интервенционных радиологов;
  • рассмотреть вопрос о разработки системы специализированной подготовки среднего медицинского персонала сосудистых центров и ангиографических лабораторий;
  • рассмотреть вопрос о создании и увеличении числа школ по профилактике инсульта для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в том числе с артериальной гипертензией, сердечной недостаточностью, фибрилляцией предсердий и др., а также их родственников;
  • рекомендовать проведение пилотных проектов в 2015-2016 гг. на территории субъектов РФ по направлению «лечение и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний», охватывающих не только льготные категории граждан, но и трудоспособное население.

3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  • разработать нормативно-правовые акты и региональные программы, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с ССЗ;
  • рассмотреть возможность повсеместного внедрения высокотехнологичной эффективной медицинской помощи для лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями в рамках региональных программ развития здравоохранения до 2020 года;
  • рассмотреть вопрос о включении в территориальные программы государственных гарантий наиболее эффективных лекарственных средств нового поколения для лечения сердечно-сосудистых заболеваний с учетом программ импортзамещения;
  • обеспечить пациентов, находящихся на амбулаторном и стационарном лечении, наиболее эффективными лекарственными средствами нового поколения для лечения сердечно-сосудистых заболеваний;
  • продолжить работу над оптимизацией тарифов ОМС по кардиологическому профилю, включение в рутинную практику современных технологий лечения;
  • разработать региональную программу организации оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, уделив особое внимание программам лекарственного обеспечения населения трудоспособного возраста в амбулаторном сегменте, тем самым обеспечив смещения фокуса государственной поддержки с лечения поздних стадий заболеваний и предотвращения летального исхода к профилактике заболеваний и предупреждения их развития;
  • оптимизировать количество лечебно-профилактических учреждений, имеющих возможность оказывать помощь пациентам с сердечно-сосудистыми заболеваниями с разработанной методикой (круглосуточной работы рентгенэндоваскулярной службы в режиме 7/24) и на основе потребности региона, транспортной сети и условий дорожного движения;
  • рассмотреть вопрос о внедрении технологий телемедицины для своевременной диагностики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний;
  • рассмотреть вопрос об обеспечении необходимых профилактических мер для пациентов, перенесших инфаркт миокарда;
  • рассмотреть возможность создания на базе поликлиник и кардиологических центров школ для больных из группы высокого риска, и при выявлении данной группы риска (в т.ч. в рамках дополнительной диспансеризации рабочего населения) обеспечить привлечение пациентов к обучению в них;
  • разработать и внедрить программу социальной рекламы для средств массовой информации по образованию и информированности населения о симптомах и мерах поведения при их появлении;
  • разработать и внедрить программы обучения специалистов первичного и стационарного (кардиореаниматологи и интервенционные кардиологи) звена здравоохранения современным подходам к профилактике, диагностике и лечению сердечно-сосудистых заболеваний;
  • рассмотреть возможность реализации проектов на основе государственно-частного партнерства на базе региональных кардиологических центров.