«Круглые столы»

«Развитие государственно-частного партнерства и социального предпринимательства»

В рамках Форума социальных инноваций регионов Комитет СФ по социальной политике провел заседание «круглого стола» в форме панельной дискуссии на тему «Развитие государственно-частного партнерства и социального предпринимательства».

Одним из модераторов дискуссии стал заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Борисов. В ее работе приняли участие Министр труда и соцзащиты Максим Топилин, заместитель Министра здравоохранения Сергей Краевой, заместитель Министра промышленности и торговли Гульназ Кадырова, председатель правления Пенсионного фонда Антон Дроздов, вице-президент «Газпромбанка» Олег Костин

Обсуждались вопросы создания инфраструктуры инноваций в социальной сфере, существующих барьеров для развития социальной сферы через механизмы государственно-частного партнерства, а также распространения передового регионального опыта социальных ГЧП проектов.

По итогам дискуссии было предложено проводить Форум социальных инноваций регионов и в дальнейшем с целью презентации лучших практик реализации проектов государственно-частного партнерства и развития предпринимательства в социальной сфере.

Кроме того, органам власти на различных уровнях рекомендовано принять меры по обеспечению равных условий доступа частных инвесторов для оказания услуг в социальной сфере на условиях государственно-частного партнерства. Также поступило предложение законодательно закрепить определение таких ключевых понятий, как государственно-частное партнерство и социальный предприниматель, и внести ряд поправок в законодательные и нормативные акты.

Рекомендации

Проект рекомендаций.

Рассмотрев представленные на форуме инновации в социальной сфере, по итогам проведенных панельных дискуссий и «круглых столов» участники Форума социальных инноваций регионов рекомендуют:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1) принять законопроект № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрев при этом:

-​ специальное нормативно-правовое регулирование государственно-частного партнерства в отношении объектов, предназначенных для осуществления деятельности по социальному обслуживанию граждан и деятельности в иных областях социальной сферы, в т.ч. в целях обеспечения сохранения целевого назначения указанных объектов, доступности социальных услуг их потребителям и качества оказания социальных услуг частным партнером;

-​ обеспечение преимущества при проведении публичных процедур заключения соглашения государственно-частного партнерства в отношении объекта социального назначения частным партнерам, имеющим опыт осуществления деятельности по оказанию социальных услуг соответствующего вида или выступающим в партнерстве с организациями, имеющими такой опыт;

-​ меры поддержки финансирующего лица, в частности, в соответствующих случаях возможность принятия решений публичным партнером о компенсации указанному лицу расходов по уплате процентов по привлеченным кредитам и иным заемным средствам за счет субсидий соответствующего бюджета, предоставление государственных гарантий в пределах компетенций публичного партнера;

-​ меры поддержки частных партнеров, предлагающих создание объектов социального назначения по проектам повторного применения;

-​ недопустимость выделения земельных участков для создания объектов социального назначения на территориях, экологическое состояние земель которых может быть неблагополучным для осуществления деятельности по оказанию социальных услуг.

Правительству Российской Федерации:

В целях создания правовых условий для привлечения частных инвестиций в социальную сферу и повышения качества оказания социальных услуг разработать Концепцию развития государственно-частного партнерства в социальной сфере, обеспечить ее широкое общественное обсуждение, по итогам которых доработать Концепцию с учетом предложений, утвердить Концепцию и план мероприятий по ее реализации. Концепцией рекомендуется предусмотреть:

-​  приоритетность содействия развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере в целях достижения задач социально-экономического развития Российской Федерации;

-​  вариативность форм государственно-частного партнерства в социальной сфере;

-​  расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при принятии решений о заключении соглашений государственно-частного партнерства в социальной сфере в целях развития инфраструктуры оказания социальных услуг, обеспечения доступности социальных услуг их потербителям и повышения качества социальных услуг;

-​  основные этапы развития государственно-частного партнерства в социальной сфере и критерии оценки эффективности реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации концепции;

-​  особенности государственно-частного партнерства в различных отраслях социальной сферы (социальном обслуживании, здравоохранении, образовании, физической культуре и массовом спорте и других);

-​ разработку стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по развитию государственно-частного партнерства в социальной сфере.

- рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части введения лицензирования всех организаций, представляющих социальные услуги, независимо от формы собственности;

- рассмотреть вопрос внесения изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части возможности размещения заказа на срок более одного финансового года и расширения случаев заключения контрактов жизненного цикла на объекты социальной инфраструктуры.

Рассмотреть вопросы:

- об увеличении целевого финансирования в рамках федеральных и региональных программ на оказание адресной социальной помощи незащищенным слоям населения (семьям, имеющим несовершеннолетних детей, безработным гражданам, лицам, освободившимся из мест лишения свободы), а также на проведение оздоровительной кампании для детей из малообеспеченных семей, семей «группы риска»;

- о создании механизмов поддержки граждан, воспитывающих детей инвалидов, а также лиц, находящихся под опекой и попечительством;

- о софинансировании за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета мероприятий по вводу дополнительных мест в психоневрологических интернатах, имея в виду необходимость ликвидации очередности в эти учреждения к 2018 году;

- о внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации в части конкретизации механизмов исполнения обязанности совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителях и установления ответственности за неисполнение этих обязанностей;

- о разработке нормативного правового акта, предусматривающего взимание платы с родителей в размере части получаемого ими пособия на ребенка-инвалида в случае передачи его для проживания в детский дом-интернат;

- о расширении перечня налоговых льгот детям-инвалидам и лицам, воспитывающим ребенка-инвалида;

- о разработке нормативного правового акта, направленного на установление права на бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид;

- о внесении уточнения в порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, в частности, не учитывать в структуре дохода инвалида денежные выплаты, связанные с получением льгот в натуральной форме;

- о расширении мер социальной поддержки семей с детьми-инвалидами, имеющими третью степень ограничения по всем основным категориям жизнедеятельности;

- о создании условий для развития системы санаторно-курортного лечения инвалидов с интеллектуальными расстройствами и сочетанными нарушениями.

обеспечить распространение лучшего регионального опыта по оказанию социальных услуг населению, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальных сайтах органов власти, прежде всего Минтруда России и Минэкономразвития России, в сети Интернет, с целью расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере;

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

- продолжить проведение оценки и мониторинга складывающейся правоприменительной практики, а также своевременного выявления рисков, и, по результатам этой работы, продолжить совершенствование нормативно-правовой базы по развитию системы социального обслуживания на федеральном и региональном уровнях;

- обобщить в первом полугодии 2015 года результаты применения норм Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и сформировать единую правоприменительную практику с целью доведения ее до субъектов Российской Федерации;

- совместно с Министерством финансов Российской Федерации подготовить методические рекомендации по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»;

- в условиях тенденции старения населения и увеличения числа пожилых людей, страдающих деменцией и другими расстройствами интеллектуального и психического здоровья, предусмотреть при подготовке стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста, специальные принципы и меры по созданию для них альтернативных стационарному обслуживанию способов проживания, устройства и поддержке родственного ухода;

- принять меры для обеспечения в первоочередном порядке комплексной доступности (пандусы, поручни, средства для инвалидов по слуху и по зрению и др.) социально значимых объектов федерального уровня, расположенных на территории субъектов Российской Федерации (региональные структурные подразделения ФСС, ПФР, МВД России, Федеральной налоговой службы и других организаций);

- создание (развитие) альтернативных интернату форм устройства и сопровождаемого проживания инвалидов, страдающих хроническими интеллектуальными и психическими заболеваниями;

- проработать вопрос обеспечения гарантированного санаторно-курортного лечения инвалидов-колясочников на территории Республики Крым посредством выведения отдельных санаториев Крыма из системы конкурсных закупок и распределения региональных квот на данные путевки;

- рассмотреть вопрос о включении должности специалиста по работе с семьей в постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29марта 2002 года № 25 "Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»;

- предусмотреть требования о повышении квалификации специалистов по работе с семьей в части обязательной сертификации не реже 1 раза в 5 лет;

Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:

 - подготовить совместные нормативно-правовые акты направленные на совершенствование межведомственного взаимодействия в субъектах РФ при предоставлении социальных услуг, в соответствии с ФЗ -442, обратив особое внимание на социальное сопровождение как вид комплексной помощи;

Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Агентством стратегических инициатив:

 - подготовить проект «дорожной карты» по обеспечению доступа негосударственных организаций и предоставлению услуг в социальной сфере;

- продолжить поддержку развития механизмов государственно-частного партнерства;

- проанализировать опыт Республики Башкортостан, Пермского края по внедрению механизмов создания автономных некоммерческих организаций в целях замещения государственных муниципальных учреждений, а также возможности введения ваучеров на получение пакета социальных услуг;

Органам государственной власти Российской Федерации:

- продолжить информационно-разъяснительную работу среди граждан - получателей социальных услуг, работников социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере;

- активно привлекать бизнес в сферу социального обслуживания, применять меры по улучшению инвестиционной среды в сфере предоставления услуг социального обслуживания;

- обеспечить организацию обучения, переподготовки и повышения квалификации работников государственных, муниципальных организаций социального обслуживания, предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации необходимые объемы средств;

- предусмотреть средства в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт находящихся в аварийном ветхом состоянии зданий стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, пожилых людей и инвалидов, с целью ликвидации к 2018 году очереди в них;

- развивать стационаро-замещающие подходы к организации социального обслуживания, в том числе внедрять и реализовывать технологии, направленные на максимально длительное пребывание граждан пожилого возраста в привычных домашних условиях и развитие программ семейного ухода;

- реализовывать мероприятия по повышению качества социального обслуживания и самореализации пожилых людей в стационарных учреждениях;

- внедрять основные подходы и достижения геронтологии в практику работы медицинских организаций и специализированных учреждений социального обслуживания населения;

- развивать социально-ориентированные проекты, социальные инициативы в интересах пожилых людей с участием некоммерческих организаций, бизнес-структур, в том числе на основе Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации";

- обеспечивать поддержку наиболее уязвимых категорий пожилых людей, в том числе одиноких и одиноко проживающих, основанную на консолидации ответственности государства и общества;

- стимулировать и поддерживать активную жизненную позицию людей старшего поколения, создавать условия для самореализации людей старшего поколения и продления активного периода жизни граждан посттрудового возраста, в том числе посредством вовлечения их в различные формы активного и познавательного досуга пожилых людей, в том числе в рамках межведомственного партнерства;

- обеспечивать комфортную и безопасную жизнедеятельность пожилого человека, включая мероприятия по адаптации жилья с учетом состояния здоровья, популяризации использования товаров, создающих возможности для самообслуживания и комфортных бытовых условий проживания;

- усилить внимание государственных структур и общества в целом к социальной проблеме взаимной интолерантности, дискриминации по возрасту и конфликтности поколений, формировать в обществе уважение к "личности пожилого человека";

- активно развивать добровольчество и благотворительность в интересах пожилых граждан и инвалидов;

- способствовать повышению доступности системы обучения пожилых граждан, активно привлекая к данному направлению работы коммерческие и социально ориентированные некоммерческие организации;

- содействовать укреплению межпоколенческих связей;

- уделять особое внимание повышению социальной активности пожилых граждан посредством развития инновационных форм социального обслуживания, в том числе образовательных программ, вокалотерапии, фототерапии, анималотерапии, социального туризма, творческих мастерских, литературно-музыкальных объединений, конкурсов, спортивно-оздоровительных мероприятий и т.п.;

- рассмотреть вопрос о введении нормы бесплатного или льготного тарифа по предоставлению социальных услуг инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;

- усилить меры социальной поддержки жителей сельской местности, в том числе улучшить транспортную доступность объектов социальной инфраструктуры для сельских жителей, увеличить охват мобильными бригадами соц. обслуживания сельских населенных пунктов;

- продолжить мероприятия по привлечению в сферу социального обслуживания социально-ориентированных некоммерческих организаций и негосударственный сектор, предусмотрев такие направления, как заказ социальных услуг у негосударственных поставщиков, передача на аутсорсинг некоторых социальных услуг, развитие частно-государственного партнерства.

- активно участвовать в конкурсах проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, для объединения финансовых ресурсов в целях привлечения дополнительных инвестиций в мероприятия по профилактике семейного неблагополучия, детской безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на оказание экстренной психологической помощи населению, несовершеннолетним и молодежи по телефонам доверия, в том числе по проблемам суицидального поведения;

- использовать опыт Омской области по созданию комплексной модели выявления и профилактики суицидального поведения населения, внедрения стационарозамещающих технологий;

- развивать формы диагностики семейного неблагополучия на начальных стадиях и социально-реабилитационные технологии по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, тем самым не дать социально стабильной семье уйти в социально проблемную.

- оказывать содействие внедрению эффективных инноваций в сфере социального обслуживания, разрабатываемых поставщиками социальных услуг независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

- шире использовать механизмы частно-государственного партнерства, аутсорсинга, краудсорсинга, массовой филантропии (краудсорсинга) и волонтерства при организации предоставления социальных услуг гражданам;

- в целях содействия формированию рынка социальных услуг и поощрения конкуренции организовывать распределение на конкурсной основе максимально возможной части государственного задания на предоставление гражданам социальных услуг, при условии допуска к конкурсу всех организаций независимо от форм собственности, отвечающих всем требованиям по обеспечению безопасности и качества предоставляемых услуг;

- обеспечить внедрение профессиональных стандартов в сфере предоставления социальных услуг всеми организациями социального обслуживания независимо от форм собственности;

- содействовать разработке и внедрению эффективных методик повышения качества социальных услуг, включая супервизию, профессиональное наставничество;

- поощрять разработку эффективных технологий социального обслуживания, в первую очередь, стационарозамещающих, различными организациями независимо от формы собственности;

- при учете достижения качественных показателей, предусмотренных положениями «эффективного контракта», принимать во внимание участие специалистов и сотрудников в разработке и реализации эффективных технологий социального обслуживания;

- содействовать комплексному решению социальных проблем на основе развития практики социального сопровождения получателей социальных услуг;

- совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, принять участие в доработке модельной программы по социальному сопровождению семей с детьми;

- оказывать поддержку профессиональным объединениям социальных работников, социальных педагогов, других специалистов системы социального обслуживания; привлекать экспертный потенциал профессиональных объединений при проведении независимой оценки качества социальных услуг.

Высшим должностным лицам (руководителям исполнительных органов государтсвенной власти субъектов Российской Федерации) для системного развития государственно-частного партнерства в социальной сфере рекомендовать:

- актуализировать и привести в соответствии с императивными нормами федерального законодательства региональные нормативные правовые акты в сфере государственно-частного партнерства и привлечения инвестиций с целью обеспечения необходимых условий для реализации проектов государственно-частного партнёрства в отраслях социальной социальной сферы в целях развития и модернизации социальной инфраструктуры;

- внедрить стандарт деятельности органов исполнительной власти по развитию проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере;

- содействовать формированию компетенций и повышению квалификации государственных и муниципальных служащих и по вопросам реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере;

- организовать подготовку пилотных проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере в субъектах Российской Федерации, в которых существует потребность развития инфраструктуры социальной сферы.