«Круглые столы»

«Первые итоги реализации Федерального закона „Об основах социального обслуживания граждан в РФ“

В рамках Форума социальных инноваций Комитет СФ по социальной политике провел заседание «круглого стола» в форме панельной дискуссии на тему: «Первые итоги реализации Федерального закона „Об основах социального обслуживания граждан в РФ“.

Модератором дискуссии выступила первый заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике Людмила Косткина. В обсуждении приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители федеральных министерств и ведомств, губернаторы и руководители законодательных органов власти субъектов РФ, руководители профильных министерств субъектов федерации, а также представители бизнес-сообщества, некоммерческих организаций – всего 450 человек.

Участники мероприятия обсудили первые итоги реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», инновационные практики социального сопровождения семей с детьми, инвалидов и пожилых людей, вопросы межведомственного взаимодействия.

Дискуссия прошла по двум тематическим блокам: «Первые итоги реализации ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ. Предоставление социальных услуг в новых условиях» и «Инновационные практики социального сопровождения (семей с детьми, инвалидов, пожилых людей), вопросы межведомственного взаимодействия». В каждом блоке приняли участие по 14 руководителей профильных региональных министерств.

Предложения участников панельной дискуссии были представлены в итоговую резолюцию Форума

Предложения в итоговую резолюцию Форума социальных инноваций регионов г.Омск с учетом подготовки проекта рекомендаций панельной дискуссии на тему «Первые итоги реализации Федерального закона „Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации“.

Участники панельной дискуссии сделали вывод, что Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) призван в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. В декабре 2014 года была в основном завершена подготовка федеральной и региональной нормативно-правовой базы, решены организационные вопросы. Большинство субъектов Российской Федерации отмечают, что ими созданы все условия для успешной реализации Федерального закона.

Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охватывается более 34 млн. человек — пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, нуждающихся в социальных услугах, которые получают их в 3 840 организациях социального обслуживания.

Практически во всех регионах увеличилось количество граждан, получающих социальные услуги бесплатно. Более чем в 20 субъектах РФ законодательно определены дополнительные категории получателей бесплатных услуг.

Одной из главных задач закона является развитие негосударственного сектора, которое приведет к сокращению расходов на содержание сети государственных учреждений социального обслуживания, снижению численности работников бюджетных социальных учреждений. При этом должны сохраниться объемы и повысится, в условиях, рыночной конкуренции, качество предоставляемых населению социальных услуг.

Отличительной особенностью Федерального закона является введение нормы по социальному сопровождению граждан (семьи) для оказания им помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций различной ведомственной принадлежности.

Создается в субъектах РФ система независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания. Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения.

Оптимизация сети государственных (муниципальных) учреждений социального обслуживания является одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности системы социального обслуживания. Вместе с тем оптимизация сети организаций социального обслуживания в регионах не всегда учитывает сохраняющуюся очередь на получение социальных услуг, которая уменьшается крайне медленными темпами.

Для сокращения этой очереди в стационарные учреждения требуется прирост числа мест на 8–10 процентов, что можно решить в т. ч. за счет привлечения бизнеса в эту сферу.

Форум социальных инноваций после проведения панельных дискуссий и круглых столов рекомендует:

1) законодательной и исполнительной власти федерального и регионального уровня продолжить проведение оценки и мониторинга складывающейся правоприменительной практики, а также своевременного выявления рисков, и по результатам этой работы продолжить совершенствование нормативно-правовой базы по развитию системы социального обслуживания на федеральном и региональном уровнях;

2) обеспечить распространение лучшего регионального опыта по оказанию социальных услуг населению, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальных сайтах Минтруда России и Минэкономразвития России в сети Интернет, с целью расширения доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере;

3) продолжить информационно-разъяснительную работу среди граждан — получателей социальных услуг, работников социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере;

4) активно привлекать бизнес в сферу социального обслуживания, применять меры по улучшению инвестиционной среды в сфере предоставления услуг социального обслуживания;

5) обеспечить организацию обучения, переподготовки и повышения квалификации работников государственных, муниципальных организаций социального обслуживания, предусмотреть в бюджетах субъектах РФ необходимые объемы средств;

6) предусмотреть средства в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт находящихся в аварийном ветхом состоянии зданий стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, пожилых людей и инвалидов, с целью ликвидации к 2018 году очереди в них;

7) Федеральному Собранию Российской Федерации совместно с Министерствами и ведомствами внести изменения в федеральные законы «О государственной социальной помощи», «О Ветеранах», «О государственном пенсионном обеспечении», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О некоммерческих организациях», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Уголовный кодекс РФ» и т. д. с целью приведения в соответствие с законом № 442-ФЗ;

— рассмотреть возможность внесения изменений в Законодательство РФ в части введения лицензирования всех организаций, представляющих соц.услуг независимо от формы собственности;

— рассмотреть вопрос внесения изменений в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части возможности размещения заказа на срок более одного финансового года.

8) Министерству образования и науки РФ совместно с Министерством труда и социальной защиты РФ:

рассмотреть правоприменительную практику, проанализировать экспериментальную работу в Астраханской, Псковской, Тверской, Калужской областях по вопросам межведомственного взаимодействия по сопровождению семей с детьми, детей-сирот в соответствии с 422-м и 120-м федеральными законами. При необходимости подготовить изменения в 120-й ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Рассмотреть возможность подготовки совместного Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства образования и науки РФ по регламенту взаимодействия органов соц. обслуживания и органов образования в субъектах РФ при реализации 422 ФЗ.

9) Министерству здравоохранения РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ:

подготовить совместные нормативно-правовые акты направленные на совершенствование межведомственного взаимодействия в субъектах РФ при предоставлении социальных услуг, в соответствии с ФЗ −442, обратив особое внимание на социальное сопровождение как вид комплексной помощи.

10) Министерству экономического развития РФ:

— совместно с Агентством стратегических инициатив подготовить проект дорожной карты по обеспечению доступа негосударственных организаций и предоставлению услуг в социальной сфере. Продолжить поддержку развития механизмов государственно-частного партнерства;

— проанализировать опыт Башкортостана, Пермского края по внедрению механизмов создания автономных некоммерческих организаций в целях замещения государственных муниципальных учреждений, а также возможности введения ваучеров на получение пакета социальных услуг (по типу «родового сертификата»).

11) Министерству труда и социальной защиты РФ совместно с Минфином РФ:

— подготовить методические рекомендации по дополнительному разъяснению постановления Правительства РФ от 18 октября 2014 года №1075 «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно», для разных типов семей, а также для получателей услуги в стационарной форме провести разъяснительную работу по вопросам определения отличий между подушевыми нормативами финансирования социальных услуг и тарифами на социальные услуги. Уточнить какие расходы необходимо включить в расчет тарифов на социальные услуги.

12) Рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ:

 — рассмотреть вопрос о введении нормы бесплатного или льготного тарифа по предоставлению социальных услуг инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;

— усилить меры социальной поддержки жителей сельской местности, в том числе улучшить транспортную доступность объектов социальной инфраструктуры для сельских жителей, увеличить охват мобильными бригадами соц.обслуживания сельских населенных пунктов;

—продолжить мероприятия по привлечению в сферу социального обслуживания социально-ориентированных некоммерческих организаций и негосударственный сектор, предусмотрев такие направления, как заказ социальных услуг у негосударственных поставщиков, передача на аутсорсинг некоторых социальных услуг, развитие частно-государственного партнерства;

13) От имени Форума обратиться к Губернаторам всех субъектов РФ с просьбой решить вопрос по мерам поддержки социальных работников в части обеспечения спецодеждой и бесплатным проездом.