Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 11 декабря 2018 года.

Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года с наименованием: «О внесении изменения в часть первую статьи 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“, принят в первом чтении 23 октября 2018 года, 4 декабря 2018 года – во втором чтении, 11 декабря 2018 года – в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральный закон направлен на реализацию положений Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 421-ФЗ минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ), начиная с 1 января 2019 года, должен устанавливаться федеральным законом ежегодно в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.

Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал 2018 года установлена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 августа 2018 года № 550н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года» и составляет 11 280 рублей.

Таким образом, Федеральным законом предлагается с 1 января 2019 года увеличить МРОТ, установленный с 1 мая 2018 года в сумме 11 163 рубля в месяц, до указанной величины прожиточного минимума трудоспособного населения в сумме 11 280 рублей в месяц.

Принятие Федерального закона будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 3,7 млн. работников.

Реализация Федерального закона будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2019 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно финансово-экономическому обоснованию проекта Федерального закона расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2019 году составят 5 млрд. рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений – 1,4 млрд. рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений – 3,6 млрд. рублей. При этом предполагается, что треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и подоходного налога с физических лиц.

Увеличение МРОТ в организациях реального сектора экономики будет осуществляться в рамках общего роста заработной платы в экономике. Дополнительные расходы организаций реального сектора экономики в связи с повышением МРОТ составят 13,7 млрд. рублей.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации в соответствии с пунктами «в» (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), «е» (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации), «ж» (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также вопросы, которые в соответствии с пунктами «б» (защита прав и свобод человека и гражданина), «ж» (социальная защита) и «к» (трудовое законодательство) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон в соответствии с пунктом «в» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“, принятый Государственной Думой.