Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июля 2019 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 6 декабря 2018 года Правительством Российской Федерации с наименованием «О внесении изменения в статью 51 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», принят 5 февраля 2019 года в первом чтении, 27 июня 2019 года во втором чтении и 9 июля 2019 года в целом. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Целью Федерального закона является повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг инвалидам и сокращение сроков их предоставления посредством использования сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов (далее — Реестр), который является федеральной государственной информационной системой, содержащей сведения об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных и абилитационных мероприятиях, производимых денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты.

Федеральный закон устанавливает, что основаниями для принятия органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании государственных и муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов являются сведения об инвалидности, содержащиеся Реестре, а в случае отсутствия соответствующих сведений — представленные заявителем документы.

Вносимые Федеральным законом изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) закрепляют за Правительством Российской Федерации полномочие по определению федерального органа исполнительной власти, подведомственные которому федеральные учреждения будут осуществлять медико-социальную экспертизу. Исключаются положения о полномочиях федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов об установлении порядка аккредитации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации и абилитации инвалидов, а также об осуществлении аккредитации предприятий, учреждений и организаций, находящихся в федеральной собственности.

Федеральным законом корректируются и дополняются нормы статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ в части реализации права на бесплатную парковку транспортных средств. Указанное право распространяется Федеральным законом на транспортные средства, управляемые инвалидами I, II групп, и транспортные средства, перевозящие таких инвалидов и (или) детей-инвалидов (далее — транспортные средства инвалидов). При этом уточняется, что порядок распространения данного права на инвалидов III группы будет определяться Правительством Российской Федерации.

Вводятся требования об обязательной установке опознавательного знака «Инвалид» на транспортное средство инвалидов и о внесении информации о них в Реестр. Данная информация будет размещаться на основании заявления инвалида, поданного в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Федеральный закон устанавливает порядок размещения сведений о транспортных средствах инвалидов в Реестре, их использования, а также изменения.

Федеральный закон исключает из Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требование о необходимости предоставления документов, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Комитет отмечает, что Федеральный закон направлен на совершенствование системы межведомственного электронного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг инвалидам, что упростит процедуру их получения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, за исключением отдельных положений. Кроме того, установлен переходный период сроком на шесть месяцев, в течение которого инвалиду (его законному или уполномоченному представителю) предоставляется возможность подачи заявления для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в Реестре, а также допускается применение опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования, который выдается в целях реализации права на бесплатное использование мест для парковки транспортных средств в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (комитет-соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и признании утратившим силу пункта 16 части 6 статьи 7 Федерального закона „Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг“, принятый Государственной Думой.