Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел в части вопросов своего ведения Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 30 мая 2019 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 27 ноября 2018 года с наименованием «О внесении изменений в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации» и принят 17 января 2019 года в первом чтении, 29 мая 2019 года во втором чтении и 30 мая 2019 года в третьем чтении. В ходе рассмотрения проекта Федерального закона во втором чтении приняты поправки членов Совета Федерации.

Федеральный закон направлен на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2018 года № 22-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новочеркасского гарнизонного военного суда» (далее – Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2018 года № 22-П), согласно которому положения пунктов 1 и 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 57, в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не позволяют однозначно решить вопрос об обложении налогом на доходы физических лиц денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за каждые положенные дополнительные сутки отдыха в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

В этих целях пункт 1 статьи 217 Кодекса дополняется нормой о взимании налога на доходы физических лиц с денежной компенсации, выплачиваемой за неиспользованные дополнительные сутки отдыха, по аналогии с компенсацией за неиспользованный отпуск, поскольку обе выплаты имеют характерные признаки оплаты труда, в отношении которой необходимость налогообложения не вызывает сомнений.

Кроме того, учитывая позицию, изложенную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2018 года № 22-П и от 13 апреля 2016 года № 11-П «По делу о проверке конституционности статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе в связи с запросом Ленинградского окружного военного суда», о наличии системных неопределенностей положений статьи 217 Кодекса, Федеральным законом объединяются положения пунктов 1 и 3 статьи 217 Кодекса с одновременным исключением общей нормы об «иных выплатах и компенсациях», не подлежащих налогообложению, поскольку они однозначно определены действующей редакцией отдельных пунктов статьи 217 Кодекса.

Вместе с тем, в этих же целях статья 217 Кодекса дополняется новыми пунктами об освобождении от налогообложения доходов:

в виде компенсационных выплат, связанных с оплатой работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда работника и неработающих членов его семьи в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза ими багажа;

в виде денежной компенсации взамен полагающегося из государственной или муниципальной собственности земельного участка;

в денежной и (или) натуральной формах, полученных налогоплательщиками в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»;

в виде выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации, полученных в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

в денежной и (или) натуральной формах, полученных налогоплательщиками в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с рождением ребенка;

в денежной и (или) натуральной формах, полученных инвалидами или детьми-инвалидами в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами;

в денежной и (или) натуральной формах, полученных отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в виде ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», установленной Федеральным законом от 20 июля 2012 года № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов».

Кроме того уточняется формулировка о необложении налогом на доходы физических лиц в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в размере не превышающем один миллион рублей, полученных в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года, в связи с изменением ее нормативного регулирования. Для аналогичных выплат, право на получение которых возникло в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», оговорено применение ранее действовавшего регулирования.

Также Федеральным законом расширяются возможности налогоплательщиков по частичному возмещению стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения.

В настоящее время налогоплательщикам и членам их семей предоставляется налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в размере стоимости назначенных лечащим врачом и приобретаемых за счет собственных средств лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета». Федеральным законом упраздняется норма о соответствии вышеназванному перечню. Для получения социального налога вычета теперь достаточно предоставить рецепт на лекарственный препарат, выписанный лечащим врачом, и чек о его оплате.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений для которых установлен иной срок вступления в силу.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», принятый Государственной Думой.