Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона „О государственной социальной помощи“ и статью 4 Федерального закона „О прожиточном минимуме в Российской Федерации“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона „О государственной социальной помощи“ и статью 4 Федерального закона „О прожиточном минимуме в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 марта 2019 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 4 марта 2019 года с наименованием: «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона „О государственной социальной помощи“, принят в первом чтении 12 марта 2019 года, во втором чтении – 19 марта 2019 года и в третьем чтении – 21 марта 2019 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в части изменения условий пересмотра размера социальных доплат к пенсии и установления порядка его определения и Федеральный закон от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в части изменения порядка определения величины прожиточного минимума пенсионера.

Федеральным законом устанавливается, что размер социальной доплаты к пенсии не будет пересматриваться при индексации (корректировке) размеров пенсий и ежемесячной денежной выплаты. Таким образом, общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера будет определяться без учета размера индексации (корректировки) пенсии и ежемесячной денежной выплаты за текущий год.

При этом предусматривается, что при определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры пенсий и ежемесячной денежной выплаты с учетом их индексации (корректировки) в предыдущем году.

Указанные изменения позволят осуществить выплату суммы текущей индексации (корректировки) пенсии и ежемесячной денежной выплаты неработающему пенсионеру сверх величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Федеральным законом также предусматривается закрепление за Правительством Российской Федерации полномочия по утверждению правил определения величины прожиточного минимума пенсионера, в соответствии с которыми будет устанавливаться величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии.

Данные изменения позволят установить единые для всех субъектов Российской Федерации правила определения величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии и, соответственно, упорядочить данный процесс, исключить случаи занижения указанной величины и снижения уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров.

Комитет отмечает, что предусмотренные Федеральным законом изменения направлены на реализацию Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года и в целом будут способствовать повышению уровня материального обеспечения неработающего пенсионера.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Действие положений Федерального закона, предусматривающих изменение условий пересмотра размера социальных доплат к пенсии и установление порядка его определения, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года. При этом установлено, что суммы денежной выплаты, причитающейся пенсионерам с 1 января 2019 года, рассчитанной в соответствии с указанными выше изменениями, должны быть выплачены территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июля 2019 года.

Положения Федерального закона, предусматривающие изменение порядка определения величины прожиточного минимума пенсионера, будут применяться к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (комитеты – соисполнители) рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 121 Федерального закона „О государственной социальной помощи“ и статью 4 Федерального закона „О прожиточном минимуме в Российской Федерации“, принятый Государственной Думой.