Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 сентября 2019 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 31 мая 2019 года и принят 26 сентября 2019 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд, бюджет Фонда) на 2018 год был утвержден Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 368-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — Закон).

Бюджет Фонда в 2018 году по доходам составил 1 895,9 млрд. рублей или 100,4% к утвержденным Законом показателям, а по расходам – 1 988,5 млрд. рублей или 99,7 процентов. Бюджет исполнен с дефицитом в размере 92,6 млрд. рублей.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) поступили в сумме 1 862,2 млрд. рублей (100,4% от годового планируемого объема) и составляют 98,2% в общем объеме доходов бюджета Фонда. По сравнению с 2017 годом объем их поступлений вырос на 156,5 млрд. рублей или на 9,2 процента.

За работающее население страховых взносов уплачено на 10,5% больше, чем в 2017 году, на общую сумму 1 200,6 млрд. рублей.

За неработающее население в бюджет Фонда поступило 661,6 млрд. рублей и, как и в предыдущем году, наблюдается 100 % выполнение планового показателя.

Вместе с тем, Счетная палата Российской Федерации отмечает, что по состоянию на 1 января 2019 года имеется задолженность по страховым взносам на ОМС неработающего населения, пеням и штрафам на общую сумму 1 802,5 млн. рублей, что на 1 046,1 млн. рублей больше, чем на 1 января 2018 года (756,4 млн. рублей), в том числе:

— задолженность по страховым взносам на ОМС неработающего населения в размере 1 206,8 млн. рублей в 3-х субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан – 967,1 млн. рублей (2015 год), Республика Северная Осетия-Алания- 216,2 млн. рублей (2014 год), город Байконур — 23,5 млн. рублей (в связи с перечислением в неполном объеме ежемесячного страхового взноса за ноябрь-декабрь 2018 года);

— задолженность по пеням и штрафам в размере 595,7 млн. рублей в 6 субъектах Российской Федерации (Республика Дагестан- 355,4 млн. рублей, Республика Северная Осетия-Алания- 120,6 млн. рублей, Республика Ингушетия – 112,0 млн. рублей, город Байконур – 4,8 млн. рублей, Республика Хакасия- 2,8 млн. рублей, Республика Калмыкия- 83,2 тыс. рублей).

Совокупная задолженность по уплате страховых взносов на ОМС работающего населения, зачисляемых в бюджет Фонда, по состоянию на 1 января 2019 года составила 69 569,5 млн. рублей, и по сравнению с 1 января 2018 года (73 956,6 млн. рублей) уменьшилась на 4 387,1 млн. рублей или 5,9 процентов. Счетная палата Российской Федерации обращает внимание на риск невозвратного списания доходов Фонда в сумме задолженности, невозможной к взысканию, в размере 17,9 млрд. рублей.

Объем межбюджетных трансфертов, полученных бюджетом Фонда в 2018 году из федерального бюджета, составил 32,2 млрд. рублей (100% от запланированного объема) в виде компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на ОМС для отдельных категорий страхователей. В общих доходах бюджета Фонда их доля составляет 1,7 процента.

Прочие доходы бюджета Фонда составили 1,5 млрд. рублей, из них доходы от возврата в бюджет Фонда целевых субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет: бюджетам территориальных фондов ОМС прошлых лет на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации – 1 465,6 млн. рублей; налоги на совокупный доход – 3,4 млн. рублей; прочие налоговые и неналоговые доходы – 56,9 млн. рублей.

Расходование средств бюджета Фонда осуществлялось в соответствии с целями, установленными Законом. В целом расходы сложились в сумме 1 988,5 млрд. рублей, из которых 94,1 % составили субвенции на организацию ОМС на территориях субъектов Российской Федерации (1 870,6 млрд. рублей, что на 21,7% больше, чем в 2017 году).

Подушевой норматив финансирования за счет средств субвенций Фонда составил 10 812,7 рублей, что на 21,6 % больше, чем в 2017 году (8 896 рублей).

В 2018 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда было направлено 100,7 млрд. рублей, в том числе: 94,5 млрд. рублей в федеральные государственные учреждения; 6,2 млрд. рублей на софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено 15,2 млрд. рублей согласно заявкам на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни (82,9 % от утвержденных Законом объемов).

Расходы на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца в 2018 году составили 1,3 млрд. рублей, или 100 % от размера, утвержденного Законом. В 2018 году изготовлено и доставлено в территориальные фонды ОМС более 9,5 млн. полисов, из них 4,8 млн. — электронные, 4,7 млн. — бумажные. Все поступившие заявки выполнены в полном объеме.

Из средств нормированного страхового запаса направлено 170,8 млн. рублей в бюджет территориального фонда ОМС Краснодарского края и 41,2 млн. рублей в бюджет территориального фонда ОМС Республики Северная Осетия – Алания на исполнение международных соглашений по ОМС граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия и Республике Южная Осетия.

Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2018 году составили 0,7 млрд. рублей или 97 % к утвержденным Законом объемам, из них: на содержание аппарата Фонда – 0,69 млрд. рублей. Счетной палатой Российской Федерации выявлены нарушения и недостатки, связанные с расходами на обеспечение финансово-хозяйственной деятельности Фонда, в частности в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, а также в сфере информатизации здравоохранения.

Счетная палата Российской Федерации отмечает, что фактов недостоверной бюджетной и бухгалтерской отчетности не установлено. Бюджет Фонда исполнялся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также согласно основным задачам бюджетной и социальной политики.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет — соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год», принятый Государственной Думой.

 

 

 

Председатель Комитета В.В. Рязанский