Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 12 декабря 2019 года.

Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 30 сентября 2019 года, принят в первом чтении 24 октября 2019 года, 5 декабря 2019 года – во втором чтении, 12 декабря 2019 года – в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральный закон направлен на реализацию положений Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом № 421-ФЗ минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ), начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно, должен устанавливаться федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (далее – величина прожиточного минимума) за второй квартал предыдущего года.

Величина прожиточного минимума за второй квартал 2019 года установлена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 августа 2019 года № 561н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2019 года» и составляет 12 130 рублей.

Таким образом, Федеральным законом предлагается увеличить МРОТ, который составляет в настоящее время 11 280 рублей в месяц, на 850 рублей (на 7,5 %) до указанной величины прожиточного минимума.

Кроме того, Федеральным законом предлагается привести часть вторую статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» в соответствие с положениями статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, уточнив, что МРОТ устанавливается федеральным законом ежегодно с 1 января соответствующего года в размере не ниже величины прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Положения Федерального закона будут способствовать обеспечению повышения заработной платы около 3,2 млн. работников.

Реализация Федерального закона будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2020 год соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно финансово-экономическому обоснованию проекта Федерального закона расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2020 году составят 20,9 млрд. рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений — 5,8 млрд. рублей и работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений — 15,1 млрд. рублей. Дополнительные расходы организаций реального сектора экономики в связи с повышением МРОТ составят 20,8 млрд. рублей. При этом предполагается, что треть бюджетных расходов возвратится в бюджетную систему в виде уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации в соответствии с пунктами «в» (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), «е» (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации), «ж» (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также вопросы, которые в соответствии с пунктами «б» (защита прав и свобод человека и гражданина), «ж» (социальная защита) и «к» (трудовое законодательство) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон в соответствии с пунктом «в» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“, принятый Государственной Думой.