Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 3 декабря 2019 года.

Проект Федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации 8 июля 2019 года с наименованием: «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде)», 17 сентября 2019 года принят в первом чтении, 21 ноября 2019 года – во втором чтении и 3 декабря 2019 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральный закон направлен на оптимизацию требований ведения кадрового делопроизводства и упрощение системы учета данных о трудовой деятельности работников.

В настоящее время согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Федеральным законом ТК РФ дополняется новой статьей 661, в соответствии с которой работодатель формирует в электронном виде сведения о трудовой деятельности — основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (далее – сведения, сведения о трудовой деятельности) для учета в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР).

Федеральным законом устанавливается обязанность работодателя представлять сведения о трудовой деятельности в ПФР для хранения, а также определяется порядок и способы предоставления работодателем и получения работником указанных сведений: на бумажном носителе, заверенных надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Лицо, имеющее стаж работы по трудовому договору, сможет получать эти сведения у работодателя по последнему месту работы, в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, в ПФР или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. По заявлению работника, работодатель будет обязан в установленные сроки предоставить работнику сведения за период работы у него способом, указанным в таком заявлении.

При этом, если работник выявит неверную или неполную информацию в сведениях о трудовой деятельности, работодатель должен будет, по письменному заявлению работника, исправить или дополнить сведения, а также предоставить их в установленном порядке в ПФР, для хранения в соответствующих информационных ресурсах.

Федеральным законом вводится норма о том, что каждый работник по 31 декабря 2020 года включительно подает работодателю письменное заявление о продолжении ведения трудовой книжки или о предоставлении ему сведений. В случае написания заявления о предоставлении сведений, трудовая книжка выдается работнику на руки, и работодатель освобождается от ответственности за ее ведение и хранение. Если ни одно из заявлений не будет подано, работодатель продолжит вести трудовую книжку в соответствии со статьей 66 ТК РФ. При этом лица, не имевшие возможности в указанные сроки подать работодателю письменные заявления, вправе будут сделать это в любое время по основному месту работы, в том числе при трудоустройстве. Перечень таких лиц закрепляется в Федеральном законе.

Формирование сведений в отношении лиц, впервые поступающих на работу после 31 декабря 2020 года, будет осуществляться в новом, предлагаемом Федеральным законом, порядке и на указанных работников трудовые книжки оформляться не будут.

Утверждение необходимых для реализации Федерального закона форм предоставления работодателем сведений работнику, а также порядок заполнения таких форм, будет отнесено к полномочиям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, по согласованию с ПФР. В свою очередь, ПФР будет устанавливать форму предоставления работодателем таких сведений для хранения в информационных ресурсах ПФР.

Учитывая введения новой статьи 661, Федеральным законом вносятся корреспондирующие изменения в ряд статей ТК РФ, а также уточняется порядок выдачи работнику документов и их копий, связанных с работой, и общий порядок оформления прекращения трудового договора.

В целях реализации Федерального закона для работодателей предусмотрен комплекс мероприятий, включающий внесение изменений в соглашения и коллективные договоры, принятие (изменение) локальных нормативных актов; обеспечение технической готовности к передаче сведений в электронном виде в ПФР; уведомление работников в письменной форме об указанных изменениях трудового законодательства.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

Следует отметить, что Федеральный закон был внесен в Государственную Думу в одном «пакете» с проектами федеральных законов № 748744–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (о формировании сведений о трудовой деятельности застрахованного лица в электронном виде), а также № 748758–7 „О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение работодателем сроков представления сведений о трудовой деятельности либо за представление неполных и (или) недостоверных сведений“.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в соответствии с пунктом «к» (трудовое законодательство) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (комитет – соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», принятый Государственной Думой.