Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 ноября 2019 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 30 сентября 2019 года и принят Государственной Думой 23 октября 2019 года в первом чтении, 19 ноября во втором чтении и 21 ноября 2019 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральный закон утверждает бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту – Фонд, бюджет Фонда) на предстоящий трехлетний финансовый период 2020–2022 годов, составленный на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации (письмо от 27 августа 2019 года № 28547-ПБ/Д03и), и с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Тариф страховых взносов на 2020–2022 годы составляет 22% в пределах взносооблагаемой базы и 10% сверх нее. Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование определена исходя из прогнозного размера среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций на соответствующий финансовый год (2020 год – 48 942 руб., 2021 год – 51 904 руб., 2022 год – 55 295 руб.) с применением к нему повышающих коэффициентов в 2020 году в размере 2,2; в 2021 году — 2,3; а в 2022 году — индексации с 1 января на темп роста средней заработной платы в Российской Федерации. С учетом этого предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование нарастающим итогом с начала расчетного периода составит в 2020 году – 1 292 тыс. руб., в 2021 году – 1 433 тыс. руб., в 2022 году – 1 526 тыс. руб.

Доля страховых взносов в составе доходов бюджета Фонда в 2020 году составит 63,1 %, в 2021 году – 64,8 % и в 2022 году – 66,3 % (в 2019 году – 60,9 %). Рост поступлений страховых взносов фактически соответствует темпам роста фонда заработной платы.

В 2020–2022 годах, как и ранее в 2014–2019 годах, суммы страховых взносов в полном объеме направляются на финансирование страховых пенсий (»мораторий» на финансирование накопительной пенсии).

Для отдельных категорий плательщиков сохранены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия. Выпадающие доходы бюджета Фонда компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2020 году – 68,8 млрд. руб. (в 2019 году – 54,6 млрд. руб.), в 2021 году – 73,4 млрд. руб., в 2022 году – 78,6 млрд. руб.

В целом средства федерального бюджета предусмотрены бюджету Фонда на 2020 год в объеме 3 243,3 млрд. руб., на 2021 год – 3 221,6 млрд. руб. и на 2022 год – 3 197,5 млрд. руб. Доля средств федерального бюджета в доходах бюджета Фонда в 2020–2022 годах составит 36,3 %, 34,6 % и 32,8 % соответственно по годам (в 2019 году – 38,5 %).

Трансферт федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование составит в 2020 году – 966,7 млрд. руб. (в 2019 году – 1 052,1 млрд. руб.), в 2021 году – 880,9 млрд. руб., в 2022 году – 795,1 млрд. руб. Указанный трансферт в 2020 году составит 10,8 % доходов бюджета Фонда, в 2021 году – 9,5 %, в 2022 году – 8,2 % (в 2019 году – 12,2%).

Начиная с бюджета Фонда на 2020 год, средства федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам и обучением их компьютерной грамотности не предоставляются Фонду, поскольку предусмотрены в федеральном бюджете Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России).

Уплата страхового взноса в фиксированном размере (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой) просчитана дифференцировано: в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. руб. — фиксированный размер составит 32 448 руб. в 2020 году (в 2019 году — 29 354 руб.); при превышении на 300 тыс. руб. — к фиксированному размеру добавляется еще 1% от суммы дохода, но не более восьмикратного фиксированного размера.

Счетная палата Российской Федерации отмечает, что фиксированный размер страхового взноса на 2020 год установлен подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации. На 2021 и 2022 годы фиксированный размер страхового взноса нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлен, и при этом рассчитан Федеральной налоговой службой без достаточных обоснований исходя из тарифа страхового взноса в размере 26 %, в то время как с 1 января 2019 года общеустановленный тариф на обязательное пенсионное страхование составляет 22 % (подпункт 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации). Данный вопрос необходимо урегулировать до формирования проекта бюджета Фонда на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов.

Бюджетные ассигнования на выплату страховых пенсий определены с учетом решений, принятых в 2019 году, о приостановлении до 2025 года действующего механизма индексации пенсий для выполнения задачи среднемесячного увеличения страховой пенсии по старости неработающим пенсионерам на 1 тыс. руб. ежегодно и об обеспечении ее роста к 2024 году до 20 тыс. руб. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости планируется в 2020 году в сумме 16 423 руб., что составит 176,4 % к прожиточному минимуму пенсионера — 9 311 руб. (далее – ПМП), в 2019 году 15 367 руб., 173,7 % к ПМП.

Расходы на выплату страховых пенсий на 2020–2022 годы учитывают возможности: назначения страховых пенсий гражданам, которым предстояло выйти на пенсию в 2019 году, оформив пенсию на 6 месяцев раньше пенсионного возраста; назначения страховой пенсии на 24 месяца ранее общеустановленного пенсионного возраста гражданам, имеющим страховой стаж 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), а также назначения страховой пенсии по старости при достижении возраста 56 лет женщинам, родившим и воспитавшим до 8 лет четырех детей, и возраста 57 лет женщинам, родившим и воспитавшим до возраста 8 лет троих детей.

Расходные обязательства на выплату страховых пенсий 39,8 млн. пенсионеров запланированы в 2020 году – 7 366,6 млрд. руб. (в 2019 году — 6 949,5 млрд. руб.), в 2021 году – 7 594,4 млрд. руб., в 2022 году – 7 944,9 млрд. руб. и учитывают индексацию страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с 1 января на 6,6 % в 2020 году (на 7,05 % в 2019 году), на 6,3 % и 5,9 % в 2021 и 2022 годах соответственно. Запланированное повышение позволит к 2023 году увеличить размер страховой пенсии неработающего пенсионера до 18 290 руб. против 14 414 руб. в 2018 году или в 1,27 раза.

Счетная палата Российской Федерации отмечает, что не удается достичь поставленной Президентом Российской Федерации задачи по сокращению разрыва между размером пенсии и заработной платой, которая была у человека перед выходом на пенсию. Соотношение между среднегодовым размером страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров и средней заработной платой в 2020 году составит 33,6 %, в 2021 году – 33,5 %, в 2022 году – 33,1 %. Анализ, проведенный Счетной палатой Российской Федерации показал, что из 1 501,7 тыс. человек, которым в 2018 году была назначена страховая пенсия по старости, у 812,2 тыс. человек (54,1 %) размер пенсии превысил 40 % утраченного ими заработка. Однако у 67,5 % (548,2 тыс. человек) заработная плата перед выходом на пенсию не превышала 20 тыс. руб. в месяц. Размеры назначенных пенсий данных пенсионеров фактически не превысили размер социальной пенсии.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации на 6,6 % устанавливается с 1 января 2020 года в сумме 5 686,25 руб.

Бюджетные ассигнования на выплату социальных пенсий и других пенсий по государственному пенсионному обеспечению определены с учетом ежегодной индексации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации с 1 апреля на прогнозный индекс роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год (2020 год – 7,0 %, 2021 год – 2,6 %, 2022 год – 3,1 %). Среднегодовой размер социальной пенсии планируется в 2020 году в сумме 9 764 руб., что составит 104,9 % к ПМП.

Расходы на осуществление ежемесячных денежных выплат (далее – ЕДВ) отдельным категориям граждан, пособий, компенсаций определены в 2020 – 2022 годах с учетом ежегодной индексации выплат с 1 февраля в соответствии с фактическим индексом потребительских цен за предыдущий год (2019 год – 3,8 %, 2020 год – 3,0 %, 2021–2022 годы – 4,0 %). В расходах учтены выплаты новой категории граждан — лицам, принимавшим в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан.

Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда в виде межбюджетного трансферта на выплату ЕДВ, не включают в себя суммы, предназначенные для предоставления государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отдельным категориям граждан (обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, санаторно-курортное лечение, проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно), поскольку данные средства предусмотрены в федеральном бюджете Минтруду России, Министерству здравоохранения Российской Федерации и Фонду социального страхования Российской Федерации.

Размер материнского (семейного) капитала в 2020 – 2022 годах впервые с 2015 года определен исходя из темпов роста инфляции 3,0 % в 2020 году и по 4,0 % в 2021–2022 годах и составит 466 617 руб., 485 282 руб. и 504 693 руб. соответственно по годам.

При формировании бюджета Фонда учтено, что программа материнского (семейного) капитала (далее – программа) будет действовать по 31 декабря 2021 года. Счетная палата Российской Федерации в своем заключении отмечает, что одной из ведущих национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года является обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации. Учитывая, что согласно прогнозу Федеральной службы государственной статистики численность родившихся ежегодно снижается, прекращение с 2022 года действия программы, в том числе осуществления ежемесячной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала на второго ребенка, по мнению Счетной палаты Российской Федерации и Комитета, не будет способствовать достижению указанной национальной цели.

Основные характеристики бюджета Фонда по доходам и расходам в 2019–2022 годах определены в следующих объемах (в млрд. руб.):

 

Утверждено Законом о бюджете ПФР на 2019 год

(от 28.11.2018 г. № 432-ФЗ)

 

2020 год

Плановый период

2021 год

2022 год

 

 

 

 

 

Доходы — всего

 

8 612,68

8 923,85

9 296,54

9 720,81

в том числе:

 

 

 

 

по распределительной составляющей бюджета

 

8 568,59

8 876,87

9 247,61

9 646,50

по накопительной

составляющей бюджета

 

44,09

46,98

48,93

74,30

Расходы — всего

 

8 635,91

9 042,26

9 325,03

9 702,29

в том числе:

 

 

 

 

по распределительной составляющей бюджета

 

8 568,59

8 999,84

9 276,42

9 646,50

по накопительной составляющей бюджета

 

67,32

42,42

48,61

55,78

Дефицит (-) / Профицит, превышение доходов над расходами (+), всего

 

−23,23

−118,41

−28,49

18,52

по распределительной составляющей бюджета

 

0,00

−122,97

−28,81

0,00

по накопительной составляющей бюджета

 

−23,23

4,56

0,32

18,52

Источники покрытия дефицита:

 

 

 

 

средства пенсионных

накоплений

 

23,23

122,97

28,81

0,00

Справочно:

 

 

 

 

объем средств пенсионных накоплений на конец периода

1 076,50

1 103,3

1 103,3

1 122,1

Счетная палата Российской Федерации по накопительной составляющей бюджета Фонда отмечает, что запланированный уровень доходов от инвестирования средств пенсионных накоплений, а также уровень доходов от временного размещения средств пенсионных накоплений и дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию не обеспечивает превышение прогнозируемого уровня инфляции. Фактически сложившийся опережающий рост показателей уровня инфляции по сравнению с уровнем доходности ведет к обесцениванию средств пенсионных накоплений.

На финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов предусмотрены расходы на 2020 год в сумме 122,5 млрд. руб. (1,4 % от общих расходов бюджета), на 2021 год в сумме 125,7 млрд. руб. (1,3 %) и на 2022 год 129,6 млрд. руб. (1,3 %).

Расходы на оплату труда работников Фонда предусмотрены с учетом повышения на прогнозный уровень инфляции с 1 октября текущего финансового года и планируются на 2020 год в сумме 90,1 млрд. руб., на 2021 год в сумме 93,6 млрд. руб. и на 2022 год – 97,3 млрд. руб. Счетная палата Российской Федерации отмечает, что среднемесячный размер заработной платы работников Фонда составит в 2020 году 46,0 тыс. руб. в месяц (в 2019 году – 43,7 тыс. руб.), что на 6,3 % ниже прогнозируемой среднемесячной зарплаты на одного работника по Российской Федерации (48,9 тыс. руб.).

Основные характеристики бюджета Фонда позволят в соответствии с вышеуказанными решениями осуществлять выплаты по обязательствам и поддержать уровень материального положения пенсионеров. Общее материальное обеспечение неработающих пенсионеров с учетом мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии будет выше ПМП в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину ПМП (на 2020 год – 9 311 руб.), на сумму индексаций пенсий и ЕДВ.

Комитет отмечает, что индексация страховых пенсий будет осуществлена только в отношении неработающих пенсионеров. Для решения задач, определенных Президентом Российской Федерации, по повышению уровня жизни пенсионеров и иных граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства, Комитет полагает целесообразным пересмотреть коэффициент корректировки пенсий работающих пенсионеров, который ограничен тремя баллами.

Счетная палата Российской Федерации в своем заключении отмечает, что бюджет Фонда направлен на решение задач, поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и ориентирован на повышение уровня жизни пенсионеров и иных граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет — соисполнитель) принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», принятый Государственной Думой.