Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 ноября 2019 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 30 сентября 2019 года и принят 23 октября 2019 года в первом чтении, 19 ноября 2019 года во втором чтении и 21 ноября 2019 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральный закон утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд, бюджет Фонда) на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, составленный на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации (письмо от 27 августа 2019 года № 28547-ПБ/Д03и).

Расчет показателей бюджета Фонда произведен исходя из численности граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (далее – ОМС) по состоянию на 1 января 2019 года, в количестве 146,1 млн. чел. (на 1 января 2018 года – 146,3 млн. чел.), в том числе неработающего населения – 80,1 млн. чел. (на 1 января 2018 года – 80,0 млн. чел., на 1 апреля 2017 года 84,9 млн. чел.).

Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2020 год в сумме 2 367,2 млрд. руб., на 2021 год – 2 511,0 млрд. руб., на 2022 год – 2 645,7 млрд. руб.

Расходы бюджета Фонда запланированы на 2020 год в сумме 2 368,6 млрд. руб., на 2021 год – 2 515,9 млрд. руб., на 2022 год – 2 652,6 млрд. руб.

Бюджет Фонда утверждается с дефицитом на 2020 год в размере 1,4 млрд. руб., на 2021 год – 4,9 млрд. руб. и на 2022 год – 6,9 млрд. руб., источником покрытия которого являются остатки средств на счетах Фонда.

Доходы бюджета Фонда будут формироваться в 2020 году на 89,6 % (в 2019 году — 96,2 %, в 2018 году на 98,3 %) за счет поступлений страховых взносов на ОМС, в 2021 году – 89,1 %, в 2022 году – 89,7 %.

Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2020 год в сумме 2 119,9 млрд. руб. (на 2019 год в сумме 2 019,1 млрд. руб., на 2018 год в сумме 1 855,7 млрд. руб.), на 2021 год – 2 238,3 млрд. руб., на 2022 год – 2 372,1 млрд. руб., из них:

сумма страховых взносов на ОМС работающего населения на 2020 год – 1 376,1 млрд. руб. (на 2019 год – 1 299,9 млрд. руб., на 2018 год – 1 194,2 млрд. руб.), на 2021 год – 1 464,8 млрд. руб., на 2022 год – 1 567,6 млрд. руб.;

сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения на 2020 год – 743,8 млрд. руб. (на 2019 год – 719,3 млрд. руб., на 2018 год – 661,4 млрд. руб.), на 2021 год – 773,5 млрд. руб. и на 2022 год – 804,5 млрд. руб. с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно по годам 1,153, 1,199, 1,247).

Счетная палата Российской Федерации отмечает, что в прогнозируемом объеме страховых взносов на ОМС работающего населения на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов поступления недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам на ОМС работающего населения не отражаются.

Федеральным законом предусматриваются следующие межбюджетные трансферты из федерального бюджета:

на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование: на 2020 год — 12,0 млрд. руб., на 2021 год — 12,7 млрд. руб., на 2022 год — 13,6 млрд. руб.;

на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения: на 2020 год — 120 млрд. руб., на 2021 год — 140 млрд. руб., на 2022 год — 140 млрд. руб.;

на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата): на 2020 год — 114,8 млрд. руб., на 2021 год — 119,4 млрд. руб., на 2022 – 119,4 млрд. руб.;

на компенсацию выпадающих доходов в связи с тем, что суммы доходов в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не подлежат обложению страховыми взносами: в 2020 году — 0,03 млрд. руб., в 2021 году — 0,03 млрд. руб.

Основную долю (93,9 %) расходов бюджета Фонда составляют субвенции на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.

Размер субвенции составит на 2020 год 2 225,4 млрд. руб., на 2021 год – 2 359,0 млрд. руб., на 2022 год – 2 487,2 млрд. руб.

По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2020 году составит 157,1 млрд. руб. (7,6 %), в 2021 году – 133,6 млрд. руб. (6 %), в 2022 году – 128,2 млрд. руб. (5,4 %).

Запланированный размер субвенции обеспечивает подушевой норматив на 2020 год в размере 12 699,2 руб. (в 2019 году – 11 800,2 руб.), на 2021 год – 13 461,6 руб., на 2022 год – 14 193,0 руб.

Размер субвенции учитывает сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе по врачам — 200%, среднему медицинскому персоналу — 100%; увеличение заработной платы младшего медицинского персонала и прочего персонала с 1 октября, прочих расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) с 1 января на индекс потребительских цен в 2020 году — на 3%, в 2021 году и в 2022 году — на 4%; финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения; перевод в 2020 году в базовую программу ОМС методов конформной дистанционной лучевой терапии; финансовое обеспечение проведения диспансеризации населения и профилактических медицинских осмотров; дорогостоящих диагностических и лабораторных исследований в амбулаторных условиях.

Комитет отмечает, что при этом возрастает региональная дифференциация показателя роста объема субвенций в процентном выражении, особенно в Северо-Западном федеральном округе, сложившаяся в предыдущем периоде в результате изменения методики распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Фонда, бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере ОМС. Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о предоставлении единовременной компенсации ряду субъектов Российской Федерации, у которых показатель роста объема субвенций сложился значительно ниже общероссийского показателя.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в федеральных государственных учреждениях в бюджете Фонда планируются средства на 2020 год в сумме 100,6 млрд. руб. (на 2019 год в сумме 94,6 млрд. руб.), на 2021 и 2022 года по 108,2 млрд. руб.

В бюджете Фонда на 2020–2022 года предусматриваются субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в размере 2,5 млрд. руб. ежегодно.

Субсидию на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, с 2020 года планируется предоставлять из средств федерального бюджета.

Федеральным законом предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведения профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2020 и 2021 года в сумме 16,7 млрд. руб., на 2022 год – 16,6 млрд. руб. При этом увеличивается стоимость родового сертификата на 1 тыс. руб. до 12 тыс. руб. Дополнительное увеличение на 1 тыс. руб. предназначается на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, услуг по правовой, психологической и медико-социальной помощи, предоставленной женщинам в период беременности.

В бюджете Фонда обособлены средства нормированного страхового запаса на 2020 год в сумме 21,1 млрд. руб., на 2021 год – 29,7 млрд. руб., на 2022 год – 38,3 млрд. руб., из которых в том числе будут предоставляться межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов ОМС:

— для осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения онкологических заболеваний,

— для формирования нормированного страхового запаса территориального фонда на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

В бюджете Фонда учтены бюджетные ассигнования на изготовление и доставку полисов ОМС единого образца на уровне 2019 года — по 1,3 млрд. руб. ежегодно.

На обеспечение целевых мероприятий Фонда, включая его содержание, предусматриваются бюджетные ассигнования на 2020 год в сумме 1 036,9 млн. руб., на 2021 год — 950,1 млн. руб., на 2022 год — 942,1 млн. руб. Расходы на указанные цели в 2020 – 2022 годах составят 0,04 % от общих расходов бюджета Фонда.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», принятый Государственной Думой.