Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 ноября 2019 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 22 октября 2019 года и принят 13 ноября 2019 года в первом чтении, 20 ноября 2019 года во втором чтении и 21 ноября 2019 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральный закон предусматривает корректировку основных показателей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год (далее – Фонд, бюджет Фонда), утвержденных Федеральным законом от 28 ноября 2018 года № 432-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Закон), с учетом результатов исполнения бюджета Фонда за январь — июль 2019 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2019 году и ожидаемого исполнения бюджета Фонда в 2019 году. Показатели планового периода 2020 и 2021 годов не изменяются.

Федеральным законом увеличивается общий объем доходов бюджета Фонда на 79,8 млрд. руб., который составит 8 692,5 млрд. руб.

Общий объем расходов бюджета Фонда растет на 80,6 млрд. руб. и составит в 2019 году 8 716,5 млрд. руб.

При этом образуется дефицит бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 1,08 млрд. руб., и снижается размер дефицита по накопительной составляющей. Общий размер дефицита бюджета Фонда составит 24,02 млрд. руб., на покрытие которого будут направлены остатки средств бюджета предыдущего года.

Изменение общего объема доходов в 2019 году связано с ростом макроэкономических показателей по фонду оплаты труда с 24 208 млрд. руб., учтенных при формировании бюджета Фонда, до 24 569 млрд. руб., и увеличением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ожидается с ростом к запланированным в Законе на 45,7 млрд. руб. и составит 5 280,4 млрд. руб.

Объем средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда, увеличивается на 33,8 млрд. руб. и составит 3 353,0 млрд. руб., в том числе:

трансферт на обязательное пенсионное страхование увеличен на 13,1 млрд. руб. (с 1 052,1 млрд. руб. до 1 065,2 млрд. руб.);

трансферт на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала увеличен на 15,3 млрд. руб. (с 677,0 млрд. руб. до 692,3 млрд. руб.);

трансферт на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов увеличен на 5,0 млрд. руб. (с 90,7 млрд. руб. до 95,7 млрд. руб.);

трансферт на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния увеличен на 0,4 млрд. руб. (с 4,4 млрд. руб. до 4,8 млрд. руб.).

Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов субъектов Российской Федерации через территориальные органы служб занятости населения субъектов Российской Федерации, на возмещение расходов на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, увеличен с 3,2 млрд. руб. до 3,6 млрд. руб.

В расходной части бюджета Фонда увеличены расходы на выплату страховой пенсии до 7 066,9 млрд. руб. (+80,1 млрд. руб.) в связи с ростом среднего размера пенсий с 14 949,09 руб. до 14 985,73 руб., а также расходы на выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, (+0,4 млрд. руб.) до 3,6 млрд. руб., что обусловлено ростом численности получателей указанной выплаты (с 20 843 человек на 1 января 2019 года до 23 541 человека на 1 июля 2019 года).

Увеличены расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за неработавших на день смерти пенсионеров — получателей страховой или накопительной пенсии до 8,50 млрд. руб. (+0,07 млрд. рублей) в связи с проведенной индексацией с 1 февраля 2019 года на 4,3% против 3,4%, учтенных при формировании бюджета Фонда.

Также скорректирован объем доходов по накопительной составляющей бюджета Фонда в связи со снижением в 2019 году количества заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее — МСК) на формирование накопительной пенсии (при формировании бюджета учтено количество заявлений на сумму 218,8 млн. руб., фактически подано заявлений на сумму 146,6 млн. руб.).

Неиспользованный остаток средств МСК, учтенный в накопительной составляющей бюджета Фонда в сумме 72,2 млн. руб., предлагается учесть в распределительной составляющей бюджета Фонда и направить на другие направления использования средств МСК. При этом общий объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление МСК остается неизменным.

Федеральным законом предусмотрен особый порядок вступления в силу его положений: со дня его официального опубликования. Кроме того, положения Закона в редакции Федерального закона предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов“, принятый Государственной Думой.