Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 февраля 2020 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 27 ноября 2019 года с наименованием «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона „О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“, принят в первом чтении 21 января 2020 года, во втором чтении 19 февраля 2020 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членом Совета Федерации А.А. Турчаком направлялись поправки в Государственную Думу, которые были приняты.

Федеральный закон разработан с целью дальнейшего совершенствования механизма предоставления и распоряжения средствами материнского (семейного) капитала (далее – материнский капитал, программа материнского капитала), а также во исполнение подпункта «а» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2020 года № Пр-113 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

С целью создания более благоприятных условий для семей, имеющих детей, Федеральным законом вносятся изменения в ряд федеральных законов и устанавливаются новые, дополнительные меры по дальнейшему развитию института материнского капитала.

Так, Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которым продлевается срок действия программы материнского капитала по 31 декабря 2026 года, и устанавливается право на дополнительные меры государственной поддержки для женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, а также мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся таким правом, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

Повышается размер материнского капитала:

— для граждан, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно, материнский капитал устанавливается в размере 466 617 рублей;

— в случае рождения (усыновления) первого ребенка, начиная с 1 января 2020 года, размер материнского капитала составит 466 617 рублей. При рождении (усыновлении) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года, если рождение (усыновление) первого ребенка также произошло начиная с 1 января 2020 года, размер материнского капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей;

— размер материнского капитала составит 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года;

— в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года размер материнского капитала составит 616 617 рублей при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.

Появляется возможность получения государственного сертификата на материнский капитал (далее – сертификат) в беззаявительном порядке в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. В этом случае решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата принимается на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, а также сведений, запрашиваемых в соответствующих органах, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и Единой государственной информационной системы социального обеспечения (далее — ЕГИССО). Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы ПФР и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий одного рабочего дня с даты их поступления. Ранее срок не превышал пяти календарных дней со дня поступления запросов. Также сокращаются сроки для принятия территориальным органом ПФР решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата: с пятнадцати до пяти рабочих дней с даты приема заявления.

Устанавливается порядок межведомственного взаимодействия кредитных организаций, единого института развития в жилищной сфере и территориальных органов ПФР: лицо, получившее сертификат, в целях уплаты первоначального взноса и (или) погашения основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения (включая ипотечные кредиты), предоставленным по кредитному договору (договору займа), подает заявление о распоряжении материнским капиталом в кредитную организацию или единый институт развития в жилищной сфере, предоставившие указанные кредиты (займы), которые, в свою очередь, направляют в территориальный орган ПФР документ (сведения) о предварительном одобрении заявки на предоставление кредита (займа) и, с согласия лица, получившего сертификат, заявление о распоряжении и документы, предусмотренные Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Таким образом, создаются условия для повышения государственных гарантий и минимизации рисков, связанных с мошенничеством в этой сфере.

Расширяется перечень видов земельных участков, на которых возможно строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства с использованием материнского капитала – земельные участки, предназначенные для ведения садоводства. Устанавливается возможность направления материнского капитала также на компенсацию затрат за построенный (реконструированный) объект индивидуального жилищного строительства.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», позволяющие оптимизировать механизм межведомственного взаимодействия с использованием ЕГИССО. В рамках ЕГИССО предусматривается формирование банка данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг. В частности, предусматривается, что ЕГИССО будет содержать сведения о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, об их ограничении, отмене ограничения, отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», наделяющие органы опеки и попечительства дополнительными полномочиями по ведению учета опекунов, попечителей в ЕГИССО.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которым органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя документы о заработке.

По мнению Комитета, Федеральный закон направлен на создание дополнительных благоприятных условий для рождения в семьях первых, вторых и последующих детей, и обеспечение еще большей доступности материнского капитала для молодых семей, что позволит сохранить наметившиеся в стране позитивные демографические тенденции.

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных переходных положений.

В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов, предусмотренных пунктом «в» (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитеты-соисполнители) рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с распоряжением средствами материнского (семейного) капитала», принятый Государственной Думой.