Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 июля 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы депутатами Государственной Думы Я.Е.Ниловым, Н.В.Коломейцевым, М.В.Тарасенко и другими 10 марта 2017 года и принят 26 мая 2017 года в первом чтении, 12 июля 2017 года во втором чтении, 21 июля 2017 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральным законом в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации вводится норма, в соответствии с которой внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, а также приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу осуществляется отдельными федеральными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, приостановление действия его положений или признание таких положений утратившими силу, не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих другие законодательные акты Российской Федерации, приостанавливающих их действие или признающих их утратившими силу либо содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Комитет отмечает, что в настоящее время аналогичные положения о порядке внесения изменений предусмотрены для Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 11 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), Уголовного кодекса Российской Федерации (статья 8 Федерального закона от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации») и Налогового кодекса Российской Федерации (статья 1).

Кроме того, в соответствии со статьей 351 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 81 статьи 4 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» при обсуждении проектов федеральных законов в сфере труда требуется учет мнения сторон социального партнерства.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2017 года.

Федеральный закон направлен на предотвращение случаев внесения в Трудовой кодекс Российской Федерации изменений и дополнений несистемного, фрагментарного характера. Его принятие позволит наиболее эффективно проводить работу по реформированию трудового законодательства и защитит сферу правового регулирования трудовых отношений от спонтанных изменений.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации в соответствии с пунктом «в» (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также вопросы, которые в соответствии с пунктом «к» (трудовое законодательство) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 5 Трудового кодекса Российской Федерации в части уточнения порядка внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», принятый Государственной Думой.