Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 27 сентября 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Правительством Российской Федерации 1 июня 2017 года и принят 27 сентября 2017 года в первом чтении и в целом. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд, бюджет Фонда) на 2016 год был утвержден Федеральным законом от 14 декабря 2015 года № 356-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год» в редакции от 19 декабря 2016 года № 379-ФЗ (далее — Закон).

Бюджет Фонда в 2016 году по доходам составил 1 657,6 млрд. рублей или 99,8% к утвержденным Законом показателям, а по расходам – 1 590,1 млрд. рублей или 99,7 процентов. Бюджет исполнен с профицитом в размере 67 468,7 млн. рублей.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование поступили в сумме 1 624,2 млрд. рублей (99,3% от годового планируемого объема) и составляют 98% в общем объеме доходов бюджета Фонда. По сравнению с 2015 годом объем их поступлений вырос на 86,5 млрд. рублей, или на 5,6%.

За работающее население страховых взносов уплачено на 8% больше, чем в 2015 году, на общую сумму 995,2 млрд. рублей.

За неработающее население в бюджет Фонда поступило 617,7 млрд. рублей и в отличие от двух предыдущих лет наблюдается 100% выполнение планового показателя. Однако Счетная палата Российской Федерации (далее – Счетная палата) в своем заключении отмечает, что в течение 2016 года ряд субъектов Российской Федерации несвоевременно уплачивали взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Так, на 1 октября 2016 года задолженность по перечислению страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения числилась по Республике Ингушетия в размере 1,2 млрд. рублей (за апрель-сентябрь 2016 года), по Республике Хакасия- 0,3 млрд. рублей (за сентябрь 2016 года), по Республике Калмыкия – 0,1 млрд. рублей (за декабрь 2015 года).

В результате, к 1 октября 2016 года субвенции за 2016 год не в полном объеме были перечислены Республике Ингушетия (невыплаченный остаток субвенции составлял 1,8 млрд. рублей) и Республике Хакасия (невыплаченный остаток субвенции на конец отчетного периода составлял 0,5 млрд. рублей), что создавало в течение 2016 года риски по реализации в данных субъектах Российской Федерации территориальных программ обязательного медицинского страхования, неоплате оказанной медицинской помощи и формированию кредиторской задолженности по заработной плате и оплате расходов медицинских организаций, в том числе на лекарственные обеспечение.

Наиболее сложная ситуация по выплате взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения сложилась по Республике Ингушетия, где к октябрю 2016 года была накоплена задолженность за 6 месяцев 2016 года, а объем доведенной субвенции за январь-сентябрь 2016 года составлял лишь 25% от утвержденного объема.

Данная ситуация была урегулирована указанными субъектами Российской Федерации и Фондом только в ноябре-декабре 2016 года по результатам проведенного Счетной палатой оперативного контроля хода исполнения бюджета Фонда на 2016 год за январь-сентябрь 2016 года.

В результате на 1 января 2017 года задолженность по взносам со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации отсутствовала.

Объем межбюджетных трансфертов, полученных бюджетом Фонда в 2016 году из федерального бюджета, составил 25,4 млрд. рублей (100% от запланированного объема) в виде компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование для отдельных категорий страхователей. В общих доходах бюджета Фонда их доля составляет 1,5 процента.

Прочие доходы бюджета Фонда составили 8,0 млрд. рублей, из них 7,7 млрд. рублей составили доходы от возврата в бюджет Фонда целевых субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет. Размещения временно свободных средств Фонда в отчетном периоде не осуществлялось.

Расходование средств бюджета Фонда осуществлялось в соответствии с целями, установленными Законом. В целом расходы сложились в сумме 1 590,1 млрд. рублей, из которых 91,7% составили субвенции на организацию обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (1 458,6 млрд. рублей, что лишь 2,2% больше, чем в 2015 году).

По данным анализа Счетной палаты за 2016 год в сравнении с 2015 годом доля средств обязательного медицинского страхования, направленных на заработную плату и начисления на оплату труда в 2016 году, от всех полученных средств обязательного медицинского страхования, уменьшилась по сравнению с 2015 годом с 68,3 % до 67,8 %, без учета начислений- с 52,6 % до 52,2 процентов.

Снижение доли заработной платы (без начислений) в структуре расходов обязательного медицинского страхования 2016 году по сравнению с 2015 годом отмечено по 48 субъектам Российской Федерации. Менее 47 % доля расходов на заработную плату отмечена в Тамбовской области, Ставропольском крае, Чеченской Республике, Чувашской Республике и в г. Байконур.

В пересчете на одного медицинского работника реальное снижение заработной платы (в рублевом выражении) за год отмечено в 17 субъектах Российской Федерации, например, на 4,7 % в Забайкальском крае, на 7 % в Приморском крае, на 3,3 % в Воронежской области и т. д.

При этом по данным Федерального казначейства территориальными фондами в 2016 году не было использовано 21,7 млрд. рублей, выделенных на оплату медицинской помощи, в том числе оплату труда медицинских работников, которые в дальнейшем вернулись в бюджет Фонда и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Наибольший объем остатков отмечен по г. Москве (5 228,2 млн. рублей), Ямало-Ненецкому автономному округу (826,4 млн. рублей), Архангельской области (591,6 млн. рублей), Калужской области (518,6 млн. рублей), Республике Дагестан (484,4 млн. рублей), Забайкальскому краю (382,7 млн. рублей), Кемеровской области (383,7 млн. рублей).

В 2016 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, из бюджета Фонда в федеральный бюджет было направлено 94,4 млрд. рублей, в том числе:

89,0 млрд. рублей — на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, в федеральных государственных учреждениях;

5,4 млн. рублей — на софинансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования.

Также Фондом направлены иные межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования в сумме 15,0 млрд. рублей, или 100,0% от Закона.

Как отмечает Счетная палата, средства указанного межбюджетного трансферта в 2016 году были израсходованы территориальными фондами в сумме 12 534,96 млн. рублей. Остатки средств межбюджетных трансфертов на счетах территориальных фондов на 1 января 2017 года составили 2 465,0 млн. рублей (16,4% от общей суммы перечисленных межбюджетных трансфертов) и были возращены в бюджет Фонда в сроки, установленные пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей получили 4 922 медицинских специалиста, прибывших на работу в сельскую местность. Из бюджета Фонда на указанные цели израсходовано 2,9 млрд. рублей или 91,9% от запланированного объема, что обусловлено представленными заявками субъектов Российской Федерации. Как следует из заключения Счетной палаты, в связи с поздним представлением Министерством здравоохранения Республики Ингушетия и Министерством здравоохранения Республики Дагестан заявок на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, необходимые объемы межбюджетных трансфертов поступили на их лицевые счета 29 и 30 декабря 2016 года соответственно, что не позволило осуществить в 2016 году в Республике Ингушетия компенсационные выплаты 14 медицинским работникам на сумму 8,4 млн. рублей и 95 медицинским работникам на сумму 57,0 млн. рублей в Республике Дагестан.

В 51 субъекте Российской Федерации уровень реализации программы «Земский доктор» составил 100% (в 2015 году таких регионов было 42). Дефицит собственных средств не позволил реализовать программу «Земский доктор» в 4 субъектах Российской Федерации: Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Астраханская область.

Бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации перечислено 17,8 млрд. рублей согласно заявкам на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также на проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни (95% от утвержденных законом объемов).

Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2016 году составили 0,6 млрд. рублей или 78,1% к утвержденным объемам Законом, из них: на содержание аппарата Фонда – 0,5 млрд. рублей.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам высказался за одобрение Федерального закона.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год», принятый Государственной Думой.