Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 декабря 2017 года.

Проект названного Федерального закона был разработан Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации в целях поэтапного доведения минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации и внесен на рассмотрение Государственной Думы 29 сентября 2017 года, принят 8 ноября 2017 года в первом чтении, 13 декабря 2017 года во втором чтении, 15 декабря 2017 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Комитет отмечает, что разработке проекта Федерального закона предшествовала совместная работа депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей в рамках межфракционной рабочей группы по подготовке предложений о повышении МРОТ до уровня прожиточного минимума, созданной постановлением Государственной Думы от 7 декабря 2016 года № 390–7 ГД.

Федеральным законом предусматривается механизм доведения МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Так, с 1 января 2018 года МРОТ устанавливается в сумме 9489 рублей в месяц, что составит 85 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года, и, начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно, с 1 января соответствующего года – в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года.

При этом Федеральным законом устанавливается защитная мера от снижения МРОТ. В случае, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года будет ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал года, предшествующего предыдущему году, МРОТ будет устанавливаться федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.

Предлагаемое повышение МРОТ в 2018 году коснется 4 млн. работников. Из них 1,6 млн. человек – работники, занятые в государственных и муниципальных учреждениях.

Также Федеральным законом вносятся изменения в порядок установления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, и продлевается действующая потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации на 2018 – 2020 годы.

Планируется, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации будет наделено полномочиями по принятию нормативного правового акта, устанавливающего величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, а Федеральная служба государственной статистики по его публикации.

В целях исключения использования МРОТ при определении размеров выплаты компенсаций по публично-правовым обязательствам Федеральным законом вносятся соответствующие изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. Порядок и размеры выплат соответствующих компенсаций по публично-правовым обязательствам будут устанавливаться Правительством Российский Федерации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации в соответствии с пунктом «в» (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), «е» (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации) и «ж» (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также вопросы, которые в соответствии с пунктами «б» (защита прав и свобод человека и гражданина) и «ж» (социальная защита) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон в соответствии с пунктом «в» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения», принятый Государственной Думой.