Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (проект № 333958–7) (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Президентом Российской Федерации 6 декабря 2017 года, был принят в первом чтении 13 декабря 2017 года, во втором чтении 20 декабря 2017 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральным законом устанавливаются основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (далее – выплата на первого ребенка) и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее – выплата на второго ребенка):

— если ребенок рожден (усыновлен) после 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации;

— если семья имеет среднедушевой доход, размер которого не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации.

Полномочия по назначению и осуществлению выплаты на первого ребенка передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные полномочия могут быть переданы законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления либо организациям, которые находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выплата на первого ребенка предоставляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае отмены усыновления ребенка.

Выплата на второго ребенка осуществляется гражданину, получившему государственный сертификат на материнский капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Закон № 256-ФЗ).

Выплата на первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Порядок осуществления выплаты, порядок обращения за ее назначением, а также перечень документов, необходимых для ее назначения, устанавливаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Заявление о назначении выплаты подается гражданином в любое время в течение полутора лет со дня рождения ребенка: на первого ребенка — по месту жительства в орган социальной защиты населения, на второго ребенка — в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, такое заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

В состав семьи, при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родители несовершеннолетних детей, супруги родителей несовершеннолетних детей и несовершеннолетние дети, за исключением лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах, лиц, находящихся на полном государственном обеспечении.

Средний размер выплаты на первого ребенка и на второго ребенка составит в 2018 году 10 523 рубля, в 2019 году – 10 836 рублей, в 2020 году – 11 143 рубля. Финансовое обеспечение указанных расходов будет осуществляться:

— в части ежемесячной выплаты на первого ребенка — за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период: в 2018 году – 21,4 млрд. рублей, в 2019 году – 55,1 млрд. рублей, в 2020 году – 68,0 млрд. рублей;

— в части ежемесячной выплаты на второго ребенка – за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на предоставление материнского (семейного) капитала в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период: в 2018 году – 24,6 млрд. рублей, в 2019 году – 63,4 млрд. рублей, в 2020 году – 78,2 млрд. рублей.

Ожидаемое ежегодное количество потенциальных получателей выплаты на первого ребенка может составить около 339 тысяч человек, выплаты на второго ребенка – около 390 тысяч человек.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

В связи с принятием Федерального закона потребуется внесение Правительством Российской Федерации изменений в Закон № 256-ФЗ.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов, предусмотренных пунктом «в» (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (комитеты-соисполнители) рекомендуют одобрить Федеральный закон.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», принятый Государственной Думой.