Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменения в Федеральный закон „Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон „Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 4 июля 2017 года, был принят в первом чтении 20 сентября 2017 года, во втором чтении 23 ноября 2017 года. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Данным Федеральным законом предусмотрена реализация положений Федерального конституционного закона от 24 марта 2014 года № 6-ФЗК «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии с которыми гражданам, проживающим на данных территориях сохраняются и предоставляются гарантии в сфере социальной защиты.

Федеральным законом право на получение мер государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала (далее – материнский капитал) предоставляется:

отцу (усыновителю) ребенка, мать которого умерла либо объявлена умершей в период с 1 января 2007 года по 18 марта 2014 года;

ребенку (детям в равных долях), не достигшему совершеннолетия, и (или) совершеннолетнему ребенку (детям в равных долях), обучающемуся по очной форме обучения в образовательной организации, до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им 23 лет в случаях смерти матери в период с 1 января 2007 года по 18 марта 2014 года (до даты принятия в Российскую Федерацию Республики Крым) либо объявлении ее умершей в этот период, при условии, что она являлась единственным родителем (усыновителем) либо отец (усыновитель) умер или объявлен умершим в этот же период времени.

В настоящее время данное право не может быть реализовано отцами (усыновителями) ребенка или детьми в случае смерти женщины (матери), поскольку такие женщины являлись гражданами Украины и не могли быть признаны гражданами Российской Федерации.

Принятие Федерального закона будет способствовать восстановлению социальной справедливости в отношении указанной категории жителей Республики Крым и города Севастополя, имеющих право на получение мер социальной поддержки в виде материнского капитала.

Ожидаемое количество обращений с заявлениями о распоряжении средствами материнского капитала составит 75 человек, объем расходов, составит 34 млн. рублей. Финансовое обеспечение указанных расходов будет осуществляться за счет переходящих остатков средств федерального бюджета, образовавшихся в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1 января 2017 года.

В связи с принятием Федерального закона потребуется разработка Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации. Головным исполнителем разработки соответствующих актов является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, соисполнителем – Пенсионный фонд Российской Федерации.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой действующего федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов, предусмотренных пунктом «в» (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитеты-соисполнители) рекомендуют одобрить Федеральный закон.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в Федеральный закон „Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя“, принятый Государственной Думой.