Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 сентября 2017 года и принят 27 октября 2017 года в 1 чтении, 17 ноября 2017 года во втором чтении и 24 ноября 2017 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральным законом утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанный на основе параметров прогноза социально — экономического развития Российской Федерации до 2020 года и ожидаемых итогов исполнения бюджета Фонда за 2017 год.

При расчете основных параметров бюджета Фонда были использованы следующие показатели:

показатели

2018 год

2019 год

2020 год

фонд заработной платы (млрд. руб.)

22 610

23 729

24 942

номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (руб.)

42 522

44 783

47 279

Предельная величина базы для начисления страховых взносов (тыс. руб.)

815,0

858,0

906,0

индекс потребительских цен (в %)

104,0

104,0

104,0

Темп роста рождаемости

(средний вариант)

1,0156

(число родившихся 1 869,9 тыс. чел)

0,9574

(число родившихся 1 790,2 тыс. чел)

0,9781

(число родившихся 1 751,0 тыс. чел)

 В 2018–2020 годах прогнозируется сохранение дефицита бюджета Фонда в объеме: в 2018 году 27,7 млрд. рублей; в 2019 году — 35,7 млрд. рублей; в 2020 году — 36,8 млрд. рублей.

Сбалансированность бюджета Фонда в 2018 году достигается за счет привлечения остатков средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на начало года в объеме 44,5 млрд. рублей.

Комитет отмечает, что в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов планируется использовать остаток средств по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 1 января соответствующего года (статья 3 Федерального закона), что не согласуется с задачами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») и природой страховых взносов по данному виду страхования, которые уплачиваются страхователями, исходя из класса профессионального риска с учетом уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний и расходов на обеспечение по страхованию.

Данные о доходах и расходах представлены в таблице:

Показатели

(млрд. рублей)

2018 год

2019 год

2020 год

проект

проект

проект

Доходы — всего

708,9

739,7

774,3

Расходы — всего

736,6

775,4

811,0

Профицит /дефицит

−27,7

−35,7

−36,8

Указанные параметры рассчитаны, исходя из следующих особенностей:

— приостановления до 2024 года дальнейшего перехода на «прямые» выплаты пособий территориальными органами Фонда, что позволит сократить расходы бюджета Фонда: в 2018 году на 6,1 млрд. рублей; в 2019 году на 5,9 млрд. рублей и в 2020 году на 46,6 млрд. рублей (предусмотрено проектом федерального закона №274623-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование“), всего в „пилотном проекте“ остаются 33 субъекта Российской Федерации;

— в 2018–2020 годах предусматриваются бюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объемах соответственно: 16,5 млрд. рублей; 2,3 млрд. рублей и 2,4 млрд. рублей. На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусмотрены;

— учтено возвращение четырьмя субъектами Российской Федерации в Фонд полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (Курская, Орловская, Тюменская, Воронежская области) таким образом, только 5 субъектов Российской Федерации сохранят за собой право самостоятельно осуществлять указанные полномочия (Брянская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области и город Москва);

— предусмотрена передача в Фонд пятью субъектами Российской Федерации полномочий по обеспечению льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением (Воронежская, Курская, Орловская, Саратовская, Тюменская области), сохранят за собой указанные полномочия 6 субъектов Российской Федерации (Республика Ингушетия, Брянская, Самарская, Московская, Ульяновская области и город Москва);

 — предусмотрена передача в органы социальной защиты функции выплаты пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в связи с чем указанные расходы в бюджете Фонда не предусматриваются (в связи с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»).

Доходная часть бюджета Фонда на 2018 год сформирована с сохранением тарифа в размере — 2,9% по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также с учетом сохранения на 2018–2020 годы пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.

Доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы определена в едином размере на три года и составляет 83,37%, а для иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, — 100%.

Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определён в размере 0,9973 на три года.

Коэффициент сбора страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и предусмотрен 0,984 на три года.

Доходы бюджета Фонда по видам социального страхования утверждаются в следующих объемах:

в 2018 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 544,6 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 116,2 млрд. рублей;

в 2019 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 571,6 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 120,6 млрд. рублей;

в 2020 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 600,8 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 126,1 млрд. рублей.

В 2018 – 2020 годах бюджету Фонда утверждаются трансферты из федерального бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий в следующих объемах по годам: 29,9 млрд. рублей; 30,0 млрд. рублей; 30,2 млрд. рублей;

Средства, передаваемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2018–2020 годах на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, составят соответственно по годам:18,3; 17,5; 17,1 млрд. рублей, без изменения стоимости «родового сертификата», равной 11 000 рублей, и с учетом стоимости его изготовления и доставки.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивают все расходные обязательства Фонда по данному виду страхования. Страховые тарифы по данному виду страхования установлены в тех же размерах, которые действовали в предшествующие годы, при этом средневзвешенный тариф по видам экономической деятельности планируется — 0,51 % на три года.

Федеральным законом не предусмотрены средства федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной помощи в части санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и будут определены позднее.

Расходы Фонда в 2018 году утверждаются в сумме 736,6 млрд. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 589,0 млрд. рублей (80,0% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 99,4 млрд. рублей (13,5% от общих расходов). Структура расходов Фонда по сравнению с 2017 годом в основном не изменилась.

В расходной части бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех действующих социальных обязательств с учетом индексации пособий и выплат.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 184.1) статьей 4 Федерального закона утверждается объём бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: в 2018 году – 643,1 млрд. рублей; в 2019 году – 681,9 млрд. рублей; в 2020 году – 716,5 млрд. рублей.

Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для застрахованных граждан в 2018 году Федеральным законом предусматриваются бюджетные ассигнования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 243,6 млрд. рублей на оплату 301,86 млн. дней.

Расходы на выплату пособий по беременности и родам в 2018 году утверждены в сумме 133,4 млрд. рублей, с учетом оплаты 160,8 млн. дней. Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» для застрахованных граждан в 2018 году предусматриваются бюджетные ассигнования с учетом коэффициента индексации размеров пособий с 1 февраля в размере 1,032:

 — на оплату 1 306,2 тысяч единовременных пособий при рождении ребёнка в сумме 24,2 млрд. рублей (размер пособия с 1 февраля составит 16 873,54 рублей);

 — на оплату 17 349,6 тысяч ежемесячных пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 172,7 млрд. рублей. При этом минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком с 1 февраля составит 3 163,79 рублей, по уходу за вторым и последующими детьми 6 327,57 рублей.

 — на оплату 885,8 тысяч единовременных пособий женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрено 615,0 млн. рублей (размер пособия с 1 февраля составит 632,76 рублей).

В 2018 году Федеральным законом предусмотрены средства на выплату 87,67 тысяч социальных пособий застрахованным гражданам в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сумме 552,1 млн. рублей, исходя из размера пособия с 1 февраля — 5 740,24 рублей с учетом коэффициента индексации на индекс потребительских цен 1,032.

В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2018 году законопроектом устанавливаются с учетом индексации с 1 февраля:

 — максимальный размер ежемесячной страховой выплаты — 74 603,7 рублей;

 — сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата, застрахованным гражданам — 97 026,6 рублей.

Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (исходя из 20% сумм страховых взносов) утверждены в 2018 году в сумме 22,4 млрд. рублей (в 2017 году — 21,0 млрд. рублей).

Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов в 2018 году составят 24,5 млрд. рублей, их доля в общих расходах планируется на уровне – 3,3% (в 2017 году 3,5%) с учетом повышения оплаты труда сотрудников на 4,0%.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона предусмотрено право Фонда направлять бюджетные ассигнования на оказание медицинских услуг работникам Фонда.

Средства федерального бюджета предусматриваются на выполнение следующих государственных полномочий в 2018 году:

— на выплату пособий по материнству гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (работающим) – 16,4 млн. рублей;

— на выплату пособий отдельным категориям граждан в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов – 47,1 млн. рублей;

— на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми — инвалидами в сумме 3,3 млрд. рублей;

— на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно — ортопедическими изделиями 26,5 млрд. рублей, в том числе на административные расходы 886,2 млн. рублей. Комитет обращает внимание, что на 2019 и 2020 годы объем средств на указанные цели предусмотрен в тех же объемах, без индексации.

Статьей 5 Федерального закона предусматриваются особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики (это касается межбюджетных трансфертов бюджету Фонда на выполнение государственных функций).

Фонд как страховщик по двум видам обязательного социального страхования продолжает принимать участие в формировании бюджета на 2018–2020 годы в программном формате. Расходы планируются в составе государственных программ Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда» на 2011–2020 годы», «Развитие здравоохранения», проекты паспортов новых редакций которых представлены Правительством Российской Федерации одновременно с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

В целом объем ассигнований бюджета Фонда, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств перед гражданами, в его общих расходах в 2018 году составит 643,1 млрд. рублей или 87,3%.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96, коррупциогенные факторы не выявлены.

В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам высказался за одобрение Федерального закона.

Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», принятый Государственной Думой.