Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 29 сентября 2017 года и принят 27 октября 2017 года в первом чтении, 17 ноября 2017 года во втором чтении и 24 ноября 2017 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральный закон утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд, бюджет Фонда, ОМС) на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, составленный на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации от 20 сентября 2017 года, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации.

Расчет показателей бюджета Фонда произведен исходя из численности граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 апреля 2017 года в количестве 146,4 млн. человек, в том числе неработающего населения — 84,9 млн. человек.

Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2018 год в сумме 1 887,9 млрд. рублей, на 2019 год – 1 992,9 млрд. рублей, на 2020 год – 2 138,5 млрд. рублей.

Расходы бюджета Фонда запланированы на 2018 год в сумме 1 994,1 млрд. рублей, на 2019 год – 2 061,8 млрд. рублей, на 2020 год – 2 138,5 млрд. рублей.

Бюджет Фонда на 2018 и 2019 года утверждается с дефицитом, источником покрытия которого являются остатки средств на счетах Фонда, бюджет на 2020 год сбалансирован.

Доходы бюджета Фонда будут формироваться за счет поступлений страховых взносов на ОМС в 2018 году на 98,3%, в 2019 году – 99,7%, в 2020 году – 96,1%.

Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2018 год в сумме 1 855,7 млрд. рублей, на 2019 год – 1 987 млрд. рублей, на 2020 год – 2 055,3 млрд. рублей, из них:

сумма страховых взносов на ОМС работающего населения в 2018 году – 1 194,2 млрд. рублей, в 2019 году – 1 299,1 млрд. рублей, в 2020 году – 1 339,6 млрд. рублей;

сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2018 году – 661,4 млрд. рублей, в 2019 году – 687,9 млрд. рублей и в 2020 году – 715,7 млрд. рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно по годам 1,073, 1,116, 1,161).

Комитет отмечает, что, расчет страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, произведен по вновь принятым нормам (Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», одобренный Советом Федерации 22 ноября 2017 года), исходя из средневзвешенного тарифа страховых взносов на ОМС неработающего населения и среднегодовой численности плательщиков данной категории за 2016 год по данным Федеральной налоговой службы (ранее определялся как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование (планируемый МРОТ на 1 января 2018 года 9 489 рублей х 12 х 5,1%=5 807,27 рублей)).

По новым расчетам фиксированный размер составит в 2018 году 75% от средневзвешенного тарифа страховых взносов на ОМС неработающего населения (5 840 рублей), в 2019 году — 85% (6 884 рубля), в 2020 году — 100% (8 426 рублей). Поступления в доход бюджета Фонда по данной категории планируются в 2018 году в сумме 18,3 млрд. рублей, в 2019 году — 21,6 млрд. рублей, в 2020 году — 26,5 млрд. рублей.

Комитет отмечает, что, с одной стороны, бюджет Фонда дефицитен, и в условиях его формирования на 99% за счет страховых взносов действующего размера тарифа страхового взноса недостаточно, с другой стороны, предлагаемый расчет фиксированного размера по средневзвешенному, как и применяемый коэффициент удорожания к тарифу за неработающее население, фактически являются увеличением размера тарифа.

Счетная палата Российской Федерации в своем заключении от 11 октября 2017 года № ЗСП-160/12–03 (далее – Счетная палата) отмечает, что указанные предложения привязки размера страховых взносов на ОМС работающего населения к размеру тарифа на ОМС неработающего населения Счетной палатой не поддерживаются. Также данные предложения, в отличие от предложений по фиксированному размеру взноса на пенсионное страхование, не зависят от размера доходов данной категории плательщиков, что создает неравные условия внутри обязательного социального страхования, что также не может быть поддержано.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения прогнозируется на 2018 год в сумме 32,2 млрд. рублей, на 2019 год – 5,8 млрд. рублей, на 2020 год – 6,1 млрд. рублей. В 2020 году ввиду нехватки средств добавляется из федерального бюджета трансферт в размере 77,1 млрд. рублей на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС. Соответственно, в 2020 году указанная высокотехнологичная медицинская помощь будет финансироваться на 76,5% из федерального бюджета и 23,5% из бюджета Фонда.

Основную долю (94%) расходов бюджета Фонда составляют субвенции на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.

Размер субвенции составит на 2018 год – 1 870,5 млрд. рублей (+ 333,2 млрд. рублей или 21,7% к 2017 году), на 2019 год – 1 939,1 млрд. рублей, на 2020 год – 2 016,6 млрд. рублей, и обеспечит размер подушевого норматива на 2018 год – 10 812,7 рублей (2017 год – 9 335,7 рублей), на 2019 год – 11 209,3 рублей, на 2020 год – 11 657,7 рублей.

Ежегодное увеличение объема субвенций запланировано с учетом повышения заработной платы медицинских работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (в 2018 году: по врачам — 200%, среднему медицинскому персоналу — 100%, младшему медицинскому персоналу — 100%), а также увеличения всех остальных расходов (медикаменты, расходные материалы, питание, коммунальные и другие услуги) на индекс потребительских цен — 4% ежегодно.

Счетная палата отмечает, что установлены законодательно обусловленные различия при расчете коэффициента дифференциации к тарифу страхового взноса на ОМС неработающего населения в субъекте Российской Федерации и коэффициента дифференциации, применяемого при определении размера субвенций, предоставляемых из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов ОМС на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, что приводит к неравным условиям финансового обеспечения ОМС в субъектах Российской Федерации.

В результате, в 2018 году соотношение размера страховых взносов на ОМС неработающего населения к размеру субвенции составит: по 35 субъектам Российской Федерации на 1 рубль взносов 1,7–2,2 рубля субвенции; по 41 субъекту Российской Федерации на 1 рубль взносов 2,3–2,7 рубля субвенции; по 9 субъектам Российской Федерации на 1 рубль взносов 3–5,2 рубля субвенции.

По мнению Счетной палаты, это требует внесения изменений в Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 354-ФЗ «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» в части порядка расчета коэффициента дифференциации для субъектов Российской Федерации и города Байконур, включив в методику расчета данного коэффициента показатели, характеризующие экономические особенности субъектов Российской Федерации.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в бюджете Фонда планируются средства на 2018 – 2020 годы в размере 100,5 млрд. рублей ежегодно (с учетом погружения 6 методов лечения в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, с финансовым обеспечением в размере 734,4 млн. рублей, а также с учетом необходимости увеличения объемов по отдельным группам в среднем на 25% исходя из складывающейся в 2017 году высокой потребности в таких методах лечения, как трансплантация почки, трансплантация сердца, лучевая терапия злокачественных новообразований, в первую очередь головного и спинного мозга, ретровитреальная хирургия в офтальмологии, транскатетерное протезирование аортальных клапанов, эндопротезирование аорты, стоимость которых оценивается в 2,54 млрд. рублей).

В целях улучшения демографической ситуации в 2018 – 2020 годах из бюджета Фонда предоставляются межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни на 2018 год в сумме 18,3 млрд. рублей, на 2019 год — 17,5 млрд. рублей, на 2020 год — 17,1 млрд. рублей. Кроме того, указанные средства направляются на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.

Программу осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу на село, с 2018 года будет администрировать Министерство здравоохранения Российской Федерации и финансировать из федерального бюджета. В бюджете Фонда в рамках средств нормированного страхового запаса предусмотрены средства на исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Фонда для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа до 1 января 2018 года.

В составе нормированного страхового запаса Фонда в связи с исполнением международных соглашений Российской Федерации предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 2 544,07 млн. рублей на увеличение субвенций бюджетам территориальным фонда ОМС Республики Северная Осетия — Алания и Краснодарского края на ОМС граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия и Республике Южная Осетия.

Комитет отмечает, что Федеральным законом и иными законодательными актами не предусмотрена возможность подтверждения и использования в 2018 году остатков средств на завершение строительства перинатальных центров, в то время как ввиду неосвоения средств и низких темпов строительства перинатального центра в Красноярском крае (г. Норильск) возможен возврат средств от субсидии на его строительство, который по оценке Счетной палаты составит не менее 1,5 млрд. рублей, что создает риски, что объект после 1 января 2018 года достроен не будет.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам высказался за одобрение Федерального закона.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», принятый Государственной Думой.