Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Правительством Российской Федерации 29 сентября 2017 года и принят 27 октября 2017 года в первом чтении, 17 ноября 2017 года во втором чтении и 24 ноября 2017 года в третьем чтении. В ходе рассмотрения во втором чтении в Государственной Думе проекта Федерального закона приняты поправки, подготовленные членами Совета Федерации Г.Н. Кареловой, В.В. Рязанским, С.Н. Рябухиным, об увеличении до 2 млрд. рублей в 2018 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.

Федеральный закон утверждает бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее по тексту – Фонд, бюджет Фонда) на следующий трехлетний финансовый период 2018–2020 годов.

Бюджет Фонда сформирован с учетом ряда особенностей и по программно-целевому принципу. Однако в полной мере его нельзя назвать программным, поскольку до сих пор не разработана Государственная программа Российской Федерации «Развитие пенсионной системы».

На 2020 год сохраняется сниженная ставка страховых взносов на уровне 2016–2019 годов (22% в пределах взносооблагаемой базы и 10% сверх нее).

В 2018–2020 годах, как и ранее в 2014–2017 годах, суммы страховых взносов в полном объеме направляются на финансирование страховых пенсий (»мораторий» на финансирование накопительной пенсии).

Для отдельных категорий плательщиков применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия, в этой связи выпадающие доходы бюджета Фонда компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2018 году — 499,9 млрд. рублей, в 2019 году — 534,3 млрд. рублей, в 2020 году — 582,3 млрд. рублей. Трансферт на обязательное пенсионное страхование составит в 2018 году — 693,7 млрд. рублей, в 2019 году — 640,6 млрд. рублей, в 2020 году — 668,9 млрд. рублей.

Общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в 2018–2020 годах предусматривает средства, необходимые для реализации действующих норм пенсионного законодательства и иных нормативных правовых актов, и составляет соответственно по годам 3 345,85 млрд. рублей, 3 339,58 млрд. рублей и 3 433,77 млрд. рублей. Объем трансфертов из федерального бюджета в 2018 году по сравнению с уровнем 2017 года сокращается на 437,46 млрд. рублей (на 11,6%) и составляет 40,2% от прогнозируемого объема доходов бюджета Фонда (в 2017 году – 45,2%, в 2016 году – 44,7%). В 2019–2020 годах доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов Фонда сокращается до 38,7% и 38,4% соответственно. Счетная палата Российской Федерации в своем заключении № ЗАМ-5/11 от 11 октября 2017 года (далее – Счетная палата) отмечает, что расчет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2018–2020 годы произведен в отсутствие утвержденной Правительством Российской Федерации методики, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Изменен подход к уплате страхового взноса в фиксированном размере: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей — фиксированный размер составит 26 545 рублей; при превышении 300 тыс. рублей — к фиксированному размеру 26 545 рублей добавляется еще 1% от суммы дохода свыше 300 тыс. рублей. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Бюджетные ассигнования на выплату страховых пенсий в 2018 году определены с учетом повышения страховых пенсий и фиксированной выплаты к ним с 1 января 2018 года на коэффициент 1,037, который по прогнозам Правительства Российской Федерации будет выше, чем коэффициенты индексации, рассчитанные по действующим правилам (1,032). Соответственно, стоимость одного пенсионного коэффициента (далее – СПК) составит 81,49 рублей, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 4 982,9 рублей. Расходные обязательства на выплату страховых пенсий на 2019 и 2020 годы определены с учетом увеличения СПК: с 1 февраля 2019 года на 4,0% (на индекс роста потребительских цен за 2018 год) и установлением с 1 апреля 2019 года в размере 84,75 рублей (СПК с 1 февраля 2019 года – 84,75 рублей), и с 1 февраля 2020 года на 4,0% (на индекс роста потребительских цен за 2019 год) и установлением его с 1 апреля 2020 года в размере 88,14 рублей (СПК с 1 февраля 2020 г. – 88,14 рублей).

Счетная палата отмечает, что до настоящего времени не утверждена методика определения СПК, что нарушает положения части 23 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и не позволяет оценить реальные риски влияния на пенсионные права граждан, связанные с увеличением СПК только исходя из уровня роста потребительских цен за предыдущий период.

Бюджетные ассигнования на выплату социальных пенсий и других пенсий по государственному пенсионному обеспечению определены с учетом ежегодной индексации в соответствии с действующим законодательством (2018 год — 4,1%, 2019 год — 3,7%, 2020 год — 2,6%).

Размер материнского (семейного) капитала сохраняется на уровне предыдущих лет в сумме 453 026 рублей в 2018–2019 годах, в 2020 году увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2019 года – 4,0 процента.

При формировании бюджета Фонда на 2020 год учтено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, на весь период их проживания.

Основные характеристики бюджета Фонда по доходам и расходам в 2018–2020 годах определены в следующих объемах:

млрд.руб.

 

Утверждено Законом о бюджете ПФР на 2017 год
(19 декабря 2016 г.
№ 416-ФЗ)

 

2018 год

Плановый период

2019 год

2020 год

 

 

 

 

 

Доходы — всего

8 363,50 

8 333,29

8 621,01

8 935,40

в том числе:

 

 

 

 

по распределительной составляющей бюджета

8 202,10 

8 235,99

8 518,77

8 828,65

в том числе страховые взносы на опс

4 410

4 877,9

5 165,2

5 379,6

по накопительной

составляющей бюджета

161,40

97,30

102,24

106,75

в том числе страховые взносы с учетом «моратория», недоимки, пеней и штрафов

0,2

0,53

0,32

0,22

дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию

7,1

4,6

3,9

3,5

средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений

6,8

5,5

4,5

3,8

Расходы — всего

8 583,93 

8 439,86

8 694,85

8 980,00

в том числе:

 

 

 

 

по распределительной составляющей бюджета

8 202,10 

8 235,99

8 518,77

8 828,65

в том числе на выплату страховой пенсии

6 382,9

6 619,3

(78,4% от всех расходов Фонда)

6 894,1

7 182,2

по накопительной составляющей бюджета

381,83

203,87

176,08

151,35

в том числе на выплату накопительной пенсии

0,6

0,6

0,8

1,0

на осуществление срочной пенсионной выплаты

0,2

0,4

0,55

0,77

на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений

12,5

9,9

8,5

6,7

на выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц

4,1

 3,8

4,0

4,2

Дефицит (-) / Профицит, превышение доходов над расходами (+), всего

−220,43

−106,57

−73,84

−44,60

по распределительной составляющей бюджета

0,00

0,00

0,00

0,00

по накопительной составляющей бюджета

−220,43

−106,57

−73,84

−44,60

 

 

 

 

 

Источники покрытия дефицита:

 

 

 

 

средства пенсионных

накоплений

220,43

106,57

73,84

44,60

Справочно:

 

 

 

 

Объем средств пенсионных накоплений на конец периода

1 147,12

1 106,4

1 032,6

988,0

 Основные характеристики бюджета Фонда позволят в соответствии с вышеуказанными решениями осуществлять выплаты по обязательствам и поддержать уровень материального положения пенсионеров. Минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом мер социальной поддержки и установления социальной доплаты к пенсии будет поддерживаться на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в субъекте Российской Федерации, размер которого не превышает общероссийскую величину ПМП на 2018 год – 8 726 рублей (2019 год – 8 950 рублей и 2020 год – 9 207 рублей).

Комитет отмечает, что индексация страховых пенсий будет осуществлена только в отношении неработающих пенсионеров, и полагает целесообразным пересмотреть коэффициент корректировки пенсий работающих пенсионеров, который в настоящее время ограничен тремя баллами, в то время как страховые взносы уплачиваются за них работодателями в полном объеме, и, соответственно, максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента должно быть как и у остальных застрахованных лиц (в 2018 году – 8,7 баллов).

Численность пенсионеров на начало 2018 года составит 43 722,0 тыс. человек.

Среднегодовой размер страховой пенсии составит: в 2018 году 13 596 рублей (155,8% к ПМП), в 2019 году – 13 963 рубля (156,0% к ПМП), в 2020 году – 14 383 рубля (156,2% к ПМП).

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости составит: в 2018 году 14 075 рублей (161,3% к ПМП), в 2019 году – 14 449 рублей (161,4% к ПМП), в 2020 году – 14 872 рубля (161,5% к ПМП).

Среднегодовой размер накопительной пенсии составит: в 2018 году – 839 рублей, в 2019 году — 881 рубль, в 2020 году — 925 рублей.

Среднегодовой размер срочной пенсионной выплаты составит: в 2018 году – 1 108 рублей, в 2019 году – 1 197 рублей, в 2020 году – 1 292 рубля.

Среднегодовой размер социальной пенсии составит: в 2018 году – 9 045 рублей (103,7% к ПМП), в 2019 году – 9 389 рублей (104,9% к ПМП), в 2020 году – 9 658 рублей (104,9% к ПМП).

Комитет отмечает, что соотношение между среднегодовым размером страховой пенсии по старости и средней заработной платой постоянно снижается. Если в 2015 году оно составляло 37,5%, в 2016 году — 35,8%, то в 2018 году прогнозируется 33,1%, в 2019 году — 32,3 % и в 2020 году — 31,5 процента.

На обеспечение социальной доплаты неработающим пенсионерам, у которых минимальный уровень пенсионного обеспечения с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, окажется ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, не превышающей величину ПМП в целом по Российской Федерации, предусматривается в 2018 году в сумме 94,5 млрд. рублей, в 2019 году – 99,1 млрд. рублей и в 2020 году – 99,1 млрд. рублей. Планируется предоставить социальные доплаты к пенсиям 4,0 млн. неработающим пенсионерам в 2018 году и 4,1 млн. пенсионеров в 2019–2020 годах.

Предусмотренные в бюджете Фонда субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров впервые (в дальнейшем ежегодно) распределяются в приложении к Федеральному закону. На 2018 год на основании заявок 16 субъектов Российской Федерации на проведение строительства (реконструкции) и ремонта объектов организаций социального обслуживания, в которых проживают неработающие пенсионеры, распределено 1 500,0 млн. рублей; 450 млн. рублей будет направлено в 82 субъекта Российской Федерации на их социальные программы, связанные с ремонтом организаций социального обслуживания населения, приобретением оборудования, предметов длительного пользования, автотранспорта для мобильных бригад, обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров. Средства в размере 50,0 млн. рублей будут распределяться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без внесения изменений в закон о бюджете Фонда на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, в виде предоставления единовременной материальной помощи на частичное возмещение ущерба в связи с произошедшими чрезвычайными ситуациями и стихийными бедствиями регионального, межрегионального и федерального характера.

Согласно заключению Счетной палаты, бюджет Фонда сформирован в соответствии с общими задачами социальной и бюджетной политики, принципами бюджетной системы Российской Федерации, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (самостоятельность бюджета, сбалансированность по доходам и расходам, с учетом источников финансирования его дефицита), а также соответствует законодательным и нормативным правовым актам, регламентирующим расходные обязательства Российской Федерации в сфере социальной политики.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам высказался за одобрение Федерального закона.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», принятый Государственной Думой.