Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона „Об актах гражданского состояния“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона „Об актах гражданского состояния“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 8 декабря 2017 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 23 июня 2017 года и принят 11 октября 2017 года в первом чтении, 6 декабря 2017 года во втором чтении и 8 декабря 2017 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Положения Федерального закона направлены на устранение избыточных требований государственных органов к заявителям при обращении за государственной услугой «Государственная регистрации брака» с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее — Федеральный закон № 143-ФЗ) лица, вступающие в брак, должны при подаче заявления в форме электронного документа с использованием ЕПГУ прикладывать к заявлению сканированные копии: документов, удостоверяющих личности вступающих в брак; подтверждающих расторжение предыдущих браков; а также разрешения на вступление в брак до достижения брачного возраста, в случае, если лицо (лица), вступающее в брак, является несовершеннолетним.

В то же время данное действие заявителей является избыточным, поскольку сканированные копии дополнительно нагружают инфраструктуру передачи данных и при этом не обладают защитой от внесения изменений в документ, а значит, не являются юридически значимым источником сведений. При этом действующей редакцией Федерального закона № 143-ФЗ закреплен механизм предъявления оригиналов указанных документов при личном посещении лиц, вступающих в брак, в орган ЗАГС. Таким образом, на лиц, вступающих в брак, возлагается двойная обязанность по представлению одних и тех же документов при подаче заявления и оригиналов при личном посещении для регистрации акта гражданского состояния.

Положениями Федерального закона исключается необходимость представления одновременно с заявлением в форме электронного документа сканированных копий документов. Данный механизм уже реализован в отношении государственной услуги «Государственная регистрация расторжения брака» в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 143-ФЗ.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона „Об актах гражданского состояния“, принятый Государственной Думой.