Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 января 2018 года.

Проект названного Федерального закона был внесен 30 декабря 2016 года на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации с наименованием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии» и принят 24 марта 2017 года в первом чтении, 12 января 2018 года во втором чтении и 19 января 2018 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации В.В.Рязанским, И.В.Фоминым, Т.А.Гигель внесены поправки в Государственную Думу. Поправки В.В.Рязанского, И.В.Фомина приняты, поправки Т.А.Гигель отклонены.

Федеральным законом введены новые понятия «средство размещения», «гостиница», «гостиничные услуги», «классификация гостиниц», «классификация горнолыжных трасс, классификация пляжей». Пересмотрены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для реализации туризма в субъектах Российской Федерации. В частности, полномочия по аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей; по установлению порядка уведомления аккредитованными организациями о планируемом ими осуществлении указанных видов классификаций уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации; по утверждению положения о классификации гостиниц и другие полномочия отнесены к ведению органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма.

Порядок аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей (далее — аккредитация организаций; аккредитованная организация; организация, осуществляющая классификацию) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом предусмотрены основания для отказа в аккредитации организаций, для прекращения действия аттестата аккредитации организаций. Аккредитация организаций действует три года с даты принятия решения об аккредитации. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ведет перечень аккредитованных организаций и размещает сведения, содержащиеся в таком перечне, на официальном сайте в информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Положение о классификации гостиниц утверждается Правительством Российской Федерации. Правила классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральным законом установлены основания для отказа в осуществлении классификации гостиницы, классификации горнолыжной трассы или классификации пляжа (далее – классификация). Аккредитованная организация формирует перечень классифицированных ею гостиниц, перечень классифицированных ею горнолыжных трасс, перечень классифицированных ею пляжей и представляет сведения, содержащиеся в соответствующем перечне, в уполномоченный федеральный орган исполнительный власти, который ведет единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей и размещает сведения, содержащиеся в нем, в сети «Интернет».

Комитет отмечает, что Федеральным законом предусмотрено поэтапное введение обязательной классификации гостиниц на территории Российской Федерации в следующем порядке: с 1 июля 2019 года – в отношении гостиниц с номерным фондом более 50 номеров, с 1 января 2020 года — в отношении гостиниц с номерным фондом более 15 номеров, с 1 января 2021 года — в отношении всех гостиниц.

Предусмотрено, что по результатам классификации выдается свидетельство о присвоении гостинице, горнолыжной трассе или пляжу определенной категории (далее – свидетельство). Оно действует три года с даты принятия решения о присвоении определенной категории. Регламентированы основания приостановления аккредитованной организацией действия свидетельства на срок не более чем 90 дней, а также основания для прекращения действия свидетельства.

Федеральным законом установлено, что при осуществлении федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных организаций плановые проверки не проводятся, внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным принятым Федеральным законом, а также Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральным законом введена административная ответственность за нарушение аккредитованной организацией требований к организациям, осуществляющим классификацию, порядка классификации гостиниц или порядка классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей; скорректирован состав административного правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушение требований законодательства о предоставлении гостиничных услуг.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года за исключением отдельных положений.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом «в» статьёй 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера высказались за одобрение Федерального закона.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии», принятый Государственной Думой.