Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 февраля 2018 года.

Проект Федерального закона был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу 26 января 2018 года, 7 февраля 2018 года принят в первом чтении, 15 февраля 2018 года – во втором чтении, 16 февраля 2018 года – в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральный закон направлен на реализацию положений статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации и действующего Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения», которым был введен механизм поэтапного повышения минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ).

С 1 января 2018 года МРОТ установлен в сумме 9 489 рублей, что составляет 85 процентов от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года. Федеральным законом предусматривается довести МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения уже с 1 мая 2018 года и установить его в сумме 11 163 рублей в месяц.

Реализация Федерального закона коснется 3 млн. человек, из которых 1,6 млн. занято в государственных и муниципальных учреждениях. Суммарные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2018 году составят 39,3 млрд. рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений – 7,5 млрд. рублей, а работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений – 31,8 млрд. рублей. Потребность в дополнительных финансовых средствах на повышение заработной платы при увеличении МРОТ работников организаций реального сектора экономики в 2018 году составит 22,7 млрд. рублей.

Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства, а также обращает внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации в соответствии с пунктами «в» (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина), «е» (установление основ федеральной политики в области социального развития Российской Федерации), «ж» (финансовое регулирование), «з» (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также вопросы, которые в соответствии с пунктами «б» (защита прав и свобод человека и гражданина), «ж» (социальная защита) и «к» (трудовое законодательство) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон в соответствии с пунктом «а и „в“ статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) рекомендует одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“, принятый Государственной Думой.