Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 мая 2018 года.

Проект названного Федерального закона был внесен 21 июля 2017 года на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации и принят 22 ноября 2017 года в первом чтении, 15 мая 2018 года во втором чтении и 22 мая 2018 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации в Государственную Думу поправки не направлялись.

Федеральным законом уточнен перечень сведений, вносимых в единый федеральный реестр туроператоров (далее — Реестр), в отношении туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма.

Федеральный закон обязал уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в течение 10 дней со дня со дня поступления уведомления туроператора об изменении сведений об общей цене туристского продукта, о количестве туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год, членстве туроператора в объединении туроператоров или об изменении сферы туризма принимать решение о внесении либо об отказе внесения изменений в Реестр. При поступлении уведомления об изменениях иных сведений о туроператоре, соответствующее решение должно быть принято в течение 3-х дней. Изменения размещаются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Сведения о туроператоре, содержащиеся в Реестре, но не размещенные на официальном сайте, представляются по письменным запросам государственных органов и органов местного самоуправления.

Федеральным законом конкретизированы и установлены дополнительные основания для исключения сведений о туроператоре, осуществляющем деятельность в сфере выездного туризма, из Реестра: непредставление туроператором сведений об общей цене туристского продукта за предыдущий год; о фактическом размере фонда персональной ответственности туроператора; выявление факта представления туроператором заведомо недостоверных сведений о туроператоре, содержащихся в Реестре и касающихся количества туристов, общей цены туристского продукта за предыдущий год, размера уплаченного взноса в резервный фонд, фактического размера фонда персональной ответственности туроператора; прекращение туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта без направления туроператором соответствующей информации в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, объединение туроператоров в сфере выездного туризма, в организацию, предоставившую финансовое обеспечение ответственности туроператора, а также без размещения туроператором этой информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Федеральный закон допустил расходование средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма (далее — резервный фонд) на уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда, и плату за ведение банковского счета, на котором размещаются данные средства.

Скорректировано предназначение фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма (далее — фонда персональной ответственности). Установлен размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности, если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за первый квартал календарного года превышает 25 процентов общей цены туристского продукта за предыдущий год. Такой размер равен одному проценту общей цены туристского продукта в текущем году. Если размер фонда персональной ответственности становится максимальным, финансовое обеспечение ответственности туроператора в сфере выездного туризма не требуется и перечисление взносов в фонд персональной ответственности прекращается на срок до 1 апреля следующего календарного года. Федеральным законом регламентирована процедура продления указанного срока, основания для отказа в продлении. Решение об освобождении туроператора от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности принимается объединением туроператоров в сфере выездного туризма по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления туроператора в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такое освобождение не влечет за собой прекращение имеющихся у туроператора договора или договоров страхования ответственности туроператора и (или) договора или договоров о предоставлении банковской гарантии, заключенных до достижения максимального размера фонда персональной ответственности туроператора с организацией или организациями, предоставившими финансовое обеспечение ответственности туроператора в сфере выездного туризма.

Федеральным законом установлен размер финансового обеспечения ответственности туроператора равный не менее чем 50 миллионам рублей для туроператоров, которые ранее осуществляли деятельность в сфере выездного туризма, но сведения о которых были исключены из Реестра, и которые намерены осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма. А также для туроператоров, осуществляющих деятельность одновременно в сфере выездного туризма и в сфере въездного туризма и (или) внутреннего туризма, сформировавших фонд персональной ответственности туроператора в максимальном размере и получивших освобождение от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора – в размере 500 тысяч рублей.

Федеральным законом скорректированы понятия: страхового случая по договору страхования ответственности туроператора, объекта страхования ответственности туроператора, экстренной помощи. Определена дата страхового случая, если туроператор не сделал публичного заявления о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта – это день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из федерального реестра туроператоров.

Комитет отмечает, что положения Федерального закона направлены на защиту прав туристов в случае неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования. Туроператоры, осуществляющие деятельность одновременно в сфере выездного туризма и в сфере въездного туризма и (или) внутреннего туризма, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона сформировали фонд персональной ответственности туроператора в максимальном размере и получили освобождение от финансового обеспечения ответственности туроператора и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора на следующий календарный год, должны привести свое финансовое обеспечение ответственности туроператора в соответствие с Федеральным законом в течение 45 дней со дня вступления в силу Федерального закона.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) высказался за одобрение Федерального закона.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятый Государственной Думой.