Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 мая 2018 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу 4 марта 2017 года членами Совета Федерации В.В. Рязанским, Е.В. Бибиковой, А.Г. Варфоломеевым Л.П. Кононовой, В.И. Круглым, Л.Н. Тюриной (в период исполнения ею полномочий члена Совета Федерации); депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, М.С. Шереметом, Н.Т. Антошкиным и другими, был принят в первом чтении 21 июня 2017 года, во втором чтении 17 мая 2018 года и в третьем чтении 24 мая 2018 года. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральный закон дополняет статью 4 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – «чернобыльский» Закон) нормами, закрепляющими право детей независимо от места их рождения на получение мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. При условии, что родители (один из родителей) этих детей постоянно проживали (работали) в течение установленных периодов непосредственно перед их рождением в зонах радиоактивного загрязнения и что данный ребенок после рождения постоянно проживает в этих зонах.

Федеральный закон призван исправить ситуацию, которая сложилась в субъектах Российской Федерации с момента вступления в силу редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 388-ФЗ. Возникали случаи, когда мама ребенка по медицинским показаниям выезжала за пределы зоны радиоактивного загрязнения, например в областной перинатальный центр, а после рождения ребенка возвращалась обратно и ей отказывали в назначении мер социальной поддержки, поскольку местом рождения ребенка являлась «чистая» зона.

Действие норм Федерального закона будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 июля 2016 года, Кроме того, Федеральный закон предусматривает, что меры социальной поддержки, назначенные ранее в соответствии с «чернобыльским» законом не могут быть снижены.

Исходя из финансово-экономического обоснования, для реализации Федерального закона дополнительных расходов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета не потребуется.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживает Федеральный закон.

Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации „О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“.