Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“ в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“ в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов», принятый Государственной Думой 19 июня 2018 года.

Проект Федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 9 января 2018 года с наименованием «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“ в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», 27 марта 2018 года принят в первом чтении, 5 июня 2018 года – во втором чтении, 19 июня 2018 года – в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению членами Совета Федерации поправки в Государственную Думу не направлялись.

Федеральный закон направлен на совершенствование механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов Российской Федерации (далее – региональные программы), а также на повышение гибкости территориальных рынков труда и на стимулирование работодателей по созданию более привлекательных условий труда для работников.

Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации добавлено полномочие по утверждению порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным. Следует отметить, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 696-р утвержден Перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (далее – Перечень).

В целях привлечения большего числа работодателей для участия в региональных программах, а также обеспечения работодателей требуемыми работниками Федеральным законом на уровень субъекта Российской Федерации передается установление порядка и критериев отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу, порядка исключения из региональной программы, а также установление порядка предоставления работодателю финансовой поддержки. Кроме того, Федеральным законом предоставляется право субъектам Российской Федерации устанавливать дополнительные меры финансовой поддержки безработным гражданам и членам их семей, переселяющимся для трудоустройства по направлению органов службы занятости в сельскую местность.

Федеральным законом устанавливаются требования к содержанию соглашений об участии в региональных программах, заключаемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения и работодателями, испытывающими потребность в привлечении трудовых ресурсов, а также уточняется порядок выдачи сертификата, подтверждающего участие работодателя в региональной программе.

Федеральным законом Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-I дополняется новой статьей 223, устанавливающей особенности реализации региональных программ, а также содействия работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации этих региональных программ. Так, например, по общему правилу работодатели, участвующие в региональной программе не вправе привлекать в рамках региональной программы работников из субъектов Российской Федерации, включенных в Перечень. При этом, по согласованию с Минтрудом России и Минвостокразвития России высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, входящего в Дальневосточный федеральный округ вправе утвердить перечень работодателей – юридических лиц, в отношении которых не применяется данный запрет.

В целях защиты интересов работника, переезжающего в рамках региональной программы для трудоустройства в другой субъект Российской Федерации, Федеральным законом сохраняется требование к работодателю об отсутствии задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Информация о наличии (об отсутствии) у работодателя задолженности будет проверяться не в момент выдачи ему сертификата (как в настоящее время), а ежегодно путем запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, и Фонда социального страхования Российской Федерации. В то же время, Федеральным законом предоставляется право работодателю самостоятельно по итогам года с момента заключения соглашения об участии в региональной программе информировать органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения о наличии либо отсутствии у него задолженности по уплате страховых взносов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней с момента его официального опубликования, за исключением отдельных норм, вступающих в силу со дня официального опубликования (статья 2 Федерального закона).

Правовое управление Аппарата Совета Федерации в своем заключении отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Федеральным законом регулируются вопросы, находящиеся в соответствии с пунктами «г» (установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти), «е» (установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития Российской Федерации), «ж» (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, а также в соответствии с пунктами «к» (трудовое законодательство) и «н» (установление общих принципов организации системы органов государственной власти) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон в соответствии с пунктом «в» статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов финансового регулирования.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитеты-соисполнители) рекомендует одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О занятости населения в Российской Федерации“ в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов», принятый Государственной Думой.