Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 ноября 2018 года.

Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года и принят 24 октября 2018 года в первом чтении, 14 ноября 2018 года во втором чтении и 20 ноября 2018 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральный закон утверждает бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – Фонд, бюджет Фонда, ОМС) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, составленный на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации от 29 августа 2018 года, подготовленного Министерством экономического развития Российской Федерации.

Расчет показателей бюджета Фонда произведен исходя из численности граждан, застрахованных по ОМС по состоянию на 1 января 2018 года в количестве 146,3 млн. человек, в том числе неработающего населения – 80,0 млн. человек (на 1 апреля 2017 года 84,9 млн. человек).

Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2019 год в сумме 2 098,2 млрд. рублей, на 2020 год – 2 349,9 млрд. рублей, на 2021 год – 2 495,8 млрд. рублей.

Расходы бюджета Фонда запланированы на 2019 год в сумме 2 190,4 млрд. рублей, на 2020 год – 2 350,5 млрд. рублей, на 2021 год – 2 501,5 млрд. рублей.

Бюджет Фонда утверждается с дефицитом на 2019 год в размере 92,2 млрд. рублей, на 2020 год – 0,53 млрд. рублей и на 2021 год – 5,7 млрд. рублей, источником покрытия которого являются остатки средств на счетах Фонда.

Доходы бюджета Фонда будут формироваться в 2019 году на 96,2% за счет поступлений страховых взносов на ОМС (в 2018 году на 98,3%,) в 2020 году – 89,6%, в 2021 году – 89,2%.

Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2019 год в сумме 2 019,1 млрд. рублей (на 2018 год в сумме 1 855,7 млрд. рублей), на 2020 год – 2 105,7 млрд. рублей, на 2020 год – 2 226,5 млрд. рублей, из них:

сумма страховых взносов на ОМС работающего населения 2019 год – 1 299,9 млрд. рублей (2018 год – 1 194,2 млрд. рублей), 2020 год – 1 358,7 млрд. рублей, 2021 год – 1 450,0 млрд. рублей;

сумма страховых взносов на ОМС неработающего населения 2019 год – 719,3 млрд. рублей (2018 год – 661,4 млрд. рублей), 2020 год – 746,9 млрд. рублей и 2021 год – 776,5,7 млрд. рублей с учетом коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг (соответственно по годам 1,119, 1,162, 1,208).

Помимо уменьшения численности неработающих граждан при определении страховых взносов на ОМС неработающего населения применены новые коэффициенты дифференциации, (рассчитанные в соответствии с методикой, установленной Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон „О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения“ в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг», принятым Государственной Думой 20 ноября 2018 года) призванные отразить особенности регионов по размерам заработной платы и применения районных коэффициентов и процентных надбавок к ней. Новые коэффициенты дифференциации утверждены в приложении к Федеральному закону. Существенно вырос коэффициент дифференциации для Ленинградской области, Московской области, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; снизился для Камчатского края и Томской области; а также в сотых и тысячных долях он возрастает либо уменьшается еще для 28 регионов.

Расчет страховых взносов на ОМС в фиксированном размере от плательщиков, не производящих выплаты физическим лицам, произведен исходя из средневзвешенного тарифа страховых взносов на ОМС неработающего населения и среднегодовой численности плательщиков данной категории за 2017 год по данным Федеральной налоговой службы. Фиксированный размер составляет в 2019 году – 6 884 рубля, в 2020 году – 8 426 рублей, в 2021 году – 8 763 рубля. Поступления в доход бюджета Фонда по данной категории планируются в 2019 году в сумме 21,6 млрд. рублей (в 2018 году в сумме 18,3 млрд. рублей), в 2020 году – 26,5 млрд. рублей, в 2021 году — 27,5 млрд. рублей.

Как отмечает Счетная палата Российской Федерации, фиксированный размер страховых взносов на ОМС работающего населения на расчетные периоды 2019 и 2020 годов установлен в статье 430 Налогового кодекса Российской Федерации, а на расчетный период 2021 года указанный размер не установлен.

При этом, согласно Методике прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом ФНС России от 23 ноября 2017 года № ММВ-7–1/975@, расчет поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере определяется исходя из МРОТ, а не на основании фиксированного размера страховых взносов на ОМС, что противоречит требованиям статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, и требует приведения указанной Методики в соответствие с действующим законодательством.

Федеральным законом предусматривается увеличение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Помимо трансферта на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением отдельным категориям плательщиков пониженных тарифов на уплату страховых взносов на ОМС работающего населения в размере 9 млрд. рублей в 2019 году (в 2018 году 32,2 млрд. рублей), 9,5 млрд. рублей в 2020 году и 10,1 млрд. рублей в 2021 году, планируется поступление средств на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями и протоколами лечения (на 2019 год — 70 млрд. рублей, на 2020 год — 120 млрд. рублей, на 2021 год – 140 млрд. рублей) и на обеспечение нестраховых расходов в части оплаты высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата (на 2020 год — 114,8 млрд. рублей, на 2021 год — 119,1 млрд. рублей).

Основную долю (94%) расходов бюджета Фонда составляют субвенции на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.

Размер субвенции составит на 2019 год в сумме 2 068,5 млрд. рублей (на 2018 год – 1 870,5 млрд. рублей (+ 333,2 млрд. рублей или 21,7% к 2017 году)), на 2020 год – 2 225,5 млрд. рублей, на 2021 год – 2 371,8 млрд. рублей.

По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2019 году составит 198,1 млрд. рублей (10,6%), в 2020 году — 157 млрд. рублей (7,6%), в 2021 году — 146,3 млрд. рублей (6,6%).

Запланированный размер субвенции обеспечивает подушевой норматив на 2019 год в размере 11 800,2 рублей, на 2020 год – 12 696,9 рублей, на 2021 год – 13 531,4 рубль.

Также размер субвенции учитывает увеличение численности врачей и среднего медицинского персонала в целях устранения кадровых диспропорций и дефицита по отдельным специальностям некоторых медицинских работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в 2019 году 12,3 млрд. рублей, в 2020 году — 34,7 млрд. рублей, в 2021 году — 50,4 млрд. рублей) и увеличение с 2019 года предельного значения индекса бюджетных расходов с 3 до 4,5, что потребует дополнительно в 2019 году 8,1 млрд. рублей, в 2020 году — 8,7 млрд. рублей, в 2021 году — 9,3 млрд. рублей.

Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями также учтено в размере субвенции на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования. При этом, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, распространенность и заболеваемость злокачественными новообразованиями существенно варьирует по субъектам Российской Федерации, а распределение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями бюджетам территориальных фондов ОМС в составе субвенции не учитывает эту вариативность. Следовательно, при реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов существуют риски недостаточности финансирования в субъектах Российской Федерации с высоким уровнем показателей распространенности и заболеваемости злокачественными новообразованиями.

На оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в федеральных государственных учреждениях в бюджете Фонда запланированы средства на 2019 год в сумме 94,6 млрд. рублей (на 2018 год 100,5 млрд. рублей), на 2020 год — 103,9 млрд. рублей, на 2021 год — 109 млрд. рублей. Дотация федеральному бюджету в целях предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, сохранена только на 2019 год на уровне текущего года — в размере 6,24 млрд. рублей.

Федеральным законом предусмотрено снижение межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также проведение профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни. Трансферт составит в 2019 году 15,9 млрд. рублей, в 2020 году — 15,9 млрд. рублей, в 2021 году — 15,6 млрд. рублей.

В бюджете Фонда обособлены средства нормированного страхового запаса на 2019 – 2021 годы в сумме 3,1 млрд. рублей ежегодно, которые в том числе будут направлены на увеличение субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС Республики Северная Осетия — Алания и Краснодарского края в связи с исполнением международных соглашений; и на финансовое обеспечение расходов на исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета Фонда для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа до 1 января 2018 года.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.

Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) высказался за одобрение Федерального закона.

Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», принятый Государственной Думой.