Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 ноября 2018 года.

Проект названного Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 29 сентября 2018 года и принят 24 октября 2018 года в 1 чтении, 14 ноября 2018 года во втором чтении и 20 ноября 2018 года в третьем чтении. Поправки в Государственную Думу членами Совета Федерации не направлялись.

Федеральным законом утверждается бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, разработанный на основе параметров прогноза социально — экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант) и ожидаемых итогов исполнения бюджета Фонда за 2018 год.

При расчете основных параметров бюджета Фонда были использованы следующие показатели:

 

показатели

2019 год

2020 год

2021 год

фонд заработной платы (млрд. руб.)

24 208

25 576

27 308

номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника (руб.)

45 639

48 099

51 256

Предельная величина базы для начисления страховых взносов (тыс. руб.)

865,0

912,0

972,0

индекс потребительских цен (в %)

104,3

103,8

104,0

Темп роста рождаемости

(высокий вариант)

0,9819

(число родившихся 1 623,2 тыс. чел)

0,9923

(число родившихся 1 610,7 тыс. чел)

0,9867

(число родившихся 1 589,3 тыс. чел)

 

В 2019 году прогнозируется профицит бюджета Фонда в объеме 11,9 млрд. рублей, а в 2020 и 2021 годах прогнозируется дефицит в объеме: 4,7 млрд. рублей и 31,4 млрд. рублей соответственно.

Комитет обращает внимание, что в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежегодно образуется дефицит и он возрастает: в 2019 году – 10,5 млрд. рублей; в 2020 году — 28,4 млрд. рублей; в 2021 году — 57,9 млрд. рублей. Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается профицитным, и профицит стабильно увеличивается: в 2019 году- 22,4 млрд. рублей; в 2020 году-23,7 млрд. рублей; в 2021 году — 26,6 млрд. рублей. Указанные тенденции обнаруживают необходимость коррекции тарифной политики и расходов Фонда.

Комитет также отмечает, что в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов планируется использовать остаток средств по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 1 января соответствующего года, что не согласуется с задачами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и природой страховых взносов по данному виду страхования, которые уплачиваются страхователями, исходя из класса профессионального риска, с учетом уровня производственного травматизма, профессиональных заболеваний и расходов на обеспечение по страхованию.

Данные о доходах и расходах представлены в таблице:

 

Показатели
(млрд. рублей)

2019 год

2020 год

2021 год

Доходы – всего

752,9

782,7

792,6

Расходы – всего

741,1

787,4

823,9

Профицит /дефицит

+11,9

−4,7

−31,4

 

Указанные параметры рассчитаны, исходя из следующих особенностей:

— предусмотрено дальнейшее расширение пилотного проекта по переходу от зачетного принципа на «прямые» выплаты пособий территориальными органами Фонда. В 2019 году к 39 регионам прибавятся еще 20. Всего в «пилотном проекте» к концу 2019 года будут 59 субъектов Российской Федерации;

— впервые значительно увеличены расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с 20 до 30 % сумм страховых взносов, начисленных страхователем за вычетом расходов на выплату страхового обеспечения в предыдущем календарном году. При этом разница между 20 и 30 % указанных сумм направляется на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за 5 лет до достижения возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством;

— предусмотрен переход отдельных категорий плательщиков страховых взносов (индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, и др.) с льготного на полный тариф страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

— в 2019–2021 годах предусматриваются бюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в объемах соответственно: 3,3 млрд. рублей; 3,5 млрд. рублей и 3,7 млрд. рублей. На обеспечение сбалансированности бюджета Фонда межбюджетные трансферты из федерального бюджета не предусмотрены;

— учтено возвращение четырьмя субъектами Российской Федерации в Фонд полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (Брянская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области) таким образом, только 1 субъект Российской Федерации — город Москва сохранит за собой право самостоятельно осуществлять указанные полномочия;

— предусмотрена передача в Фонд тремя субъектами Российской Федерации полномочий по обеспечению льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением (Брянская, Самарская, Ульяновская области), сохранят за собой указанные полномочия 3 субъекта Российской Федерации (Республика Ингушетия, Московская область и город Москва);

— предусмотрено право Фонду в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов размещать резерв средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением указанных средств, привлекаемых для финансирования дефицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Доходная часть бюджета Фонда на 2019 год сформирована с сохранением тарифа в размере — 2,9% по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также с учетом сохранения на 2019–2021 годы пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.

Доля застрахованного фонда заработной платы в общем объеме фонда заработной платы определена в едином размере на три года и составляет 83,3 %, а для иностранных граждан, работающих в Российской Федерации, — 100%.

Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 0,9973 на три года (определён на уровне прошлого года).

Коэффициент сбора страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и предусмотрен 0,9826 на три года.

Доходы бюджета Фонда по видам социального страхования утверждаются в следующих объемах:

в 2019 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 575,9 млрд. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 128,3 млрд. рублей;

в 2020 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 599,3 млрд. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 134,5 млрд. рублей;

в 2021 году: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 601,3 млрд. рублей; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 142,2 млрд. рублей.

В 2019 – 2021 годах бюджету Фонда утверждаются трансферты из федерального бюджета на исполнение отдельных государственных полномочий в следующих объемах по годам: 32,9 млрд. рублей; 33,1 млрд. рублей; 33,4 млрд. рублей соответственно.

Предусмотрены средства, передаваемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2019–2021 годах на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовой период, а также на проведение профилактических осмотров ребенка в первый год его жизни в объемах соответственно по годам:15,85; 15,9; 15,6 млрд. рублей, без изменения стоимости «родового сертификата», равной 11 тыс. рублей и с учетом стоимости его изготовления и доставки.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обеспечивают все расходные обязательства Фонда по данному виду страхования. Страховые тарифы по данному виду страхования установлены в тех же размерах, которые действовали в предшествующие годы, при этом средневзвешенный тариф по видам экономической деятельности планируется — 0,51 % на три года.

Федеральным законом не предусмотрены средства федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной помощи в части санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и будут определены позднее.

Расходы Фонда в 2019 году утверждаются в сумме 741,0 млрд. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 586,4 млрд. рублей (79,1% от общих расходов); по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 105,9 млрд. рублей (14,3% от общих расходов). Структура расходов Фонда по сравнению с 2018 годом в основном не изменилась.

В расходной части бюджета Фонда предусмотрены бюджетные ассигнования для исполнения всех действующих социальных обязательств с учетом индексации пособий и выплат.

В соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации статьей 4 Федерального закона утверждается объём бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств: в 2019 году – 641,1 млрд. рублей; в 2020 году – 685,7 млрд. рублей; в 2021 году – 720,3 млрд. рублей.

Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для застрахованных граждан в 2019 году Федеральным законом предусматриваются бюджетные ассигнования на выплату пособий по временной нетрудоспособности в сумме 260,2 млрд. рублей на оплату 296,47 млн. дней.

Расходы на выплату пособий по беременности и родам в 2019 году утверждены в сумме 123,0 млрд. рублей, с учетом оплаты 135,4 млн. дней.

Для обеспечения расходных обязательств государства в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» для застрахованных граждан в 2019 году предусматриваются бюджетные ассигнования с учетом коэффициента индексации размеров пособий с 1 февраля в размере 1,034:

— на оплату 1 102,2 тысяч единовременных пособий при рождении ребенка в сумме 20,95 млрд. рублей (размер пособия с 1 февраля составит 17 328,90 рублей);

— на оплату 15 926,52 тысяч ежемесячных пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет в сумме 167,1 млрд. рублей. При этом минимальный размер пособия по уходу за первым ребёнком с 1 февраля составит 3 249,19 рублей, по уходу за вторым и последующими детьми 6 498,33 рублей.

— на оплату 752,1 тысячи единовременных пособий женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрено 536,1 млн. рублей (размер пособия с 1 февраля составит 649,84 рублей).

В 2019 году Федеральным законом предусмотрены средства на выплату 78,04 тысяч социальных пособий застрахованным гражданам в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» в сумме 504,7 млн. рублей, исходя из размера пособия с 1 февраля — 5 895,15 рублей с учетом коэффициента индексации на индекс потребительских цен — 1,034.

В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2019 году Федеральным законом устанавливаются следующие показатели с учетом индексации с 1 февраля:

— максимальный размер ежемесячной страховой выплаты — 76 616,98 рублей;

— сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата, застрахованным гражданам — 99 644,98 рубля.

Расходы на медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию пострадавших, а также предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в рамках подпрограммы «Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №296, в 2019 году планируются в сумме 28,5 млрд. рублей (в 2018 году — 22,4 млрд. рублей), в том числе на предупредительные меры — 17,3 млрд. рублей, а на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию — 11,2 млрд. рублей (в том числе на обеспечение государственного задания центрам реабилитации, подведомственным Фонду 3,9 млрд. рублей).

Комитет обращает внимание, что в Федеральном законе не реализовано замечание Счетной палаты Российской Федерации относительно необходимости усовершенствования системы расчетов страховых тарифов путем приближения их размеров к эквивалентным затратам страхователей на страховое обеспечение пострадавших на производстве.

Расходы на обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов в 2019 году составят 24,6 млрд. рублей, их доля в общих расходах планируется на уровне – 3,3% (на уровне 2018 года) с учетом повышения оплаты труда сотрудников на 4,3%.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона предусмотрено право Фонда направлять бюджетные ассигнования на оказание медицинских услуг работникам Фонда.

Средства федерального бюджета предусматриваются на выполнение следующих государственных полномочий в 2019 году:

— на выплату пособий работающим гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний – 13,7 млн. рублей;

— на оплату четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами в сумме 3,99 млрд. рублей;

— на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно — ортопедическими изделиями-28,8 млрд. рублей, в том числе на административные расходы-946,9 млн. рублей. Комитет обращает внимание, что на 2019 и 2020 годы объем средств на указанные цели предусмотрены в тех же объемах, без индексации.

Статьей 5 Федерального закона предусматриваются особенности использования бюджетных ассигнований бюджета Фонда в сфере социальной политики (это касается межбюджетных трансфертов бюджету Фонда на выполнение государственных функций).

Фонд продолжает принимать участие в формировании бюджета на 2019–2021 годы в программном формате. Расходы планируются в составе государственных программ Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда» на 2011–2025 годы».

В целом объем ассигнований бюджета Фонда, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств перед гражданами, в его общих расходах в 2019 году составит 641,1 млрд. рублей или 86,5%.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96, коррупциогенные факторы не выявлены.

В своем заключении Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.

Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (комитет-соисполнитель) высказался за одобрение Федерального закона.

Исходя из изложенного, Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», принятый Государственной Думой.