РЕШЕНИЕ
22 ноября 2018 года в Совете Федерации прошло заседание Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Использование профилактических инновационных продуктов питания как компонент повышения продолжительности и качества жизни населения».
В его работе приняли участие члены Комитета Совета Федерации по социальной политике, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания констатировали:
Задачи сохранения здоровья, повышения продолжительности и качества жизни населения приобретают первостепенное значение, особенно в условиях усиливающегося влияния негативных внешних факторов: экологически неблагоприятных условий жизни в крупных городах и промышленных центрах; вредных условий труда; частых стрессовых ситуаций; повышенного фона ионизирующего и других видов излучений; широкого использования антибиотиков и химиотерапии и др. По мнению экспертов ФАО/ВОЗ, состояние здоровья на 50% определяется индивидуальным образом жизни, на 20% – условиями внешней среды, еще на 20% – наследственностью и лишь на 10–15% — медицинским обслуживанием. Таким образом, главенствующая роль принадлежит индивидуальному образу жизни, а он, прежде всего, определяется питанием.
Анализ структуры питания населения России свидетельствует о том, что она неудовлетворительна.
Концепция государственной политики в области питания, должна представлять собой комплекс мероприятий, призванных обеспечить удовлетворение потребностей различных групп населения в адекватном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения, в соответствии с требованиями науки о питании. При этом с одной стороны, необходимо ограничить объем потребляемой пищи, привести в соответствие калорийность рациона и энерготраты, которые в настоящее время значительно снизились и составляют в среднем 2200–2300 ккал/сут. (против 3600 ккал/сут. до 1990 г.); с другой – необходимо расширить ассортимент потребляемых продуктов, чтобы ликвидировать имеющийся дефицит микронутриентов, минорных и биологически-активных компонентов. В этой связи несомненный интерес представляет проведение профилактики нарушений гомеостаза человека за счет потребления специализированных продуктов питания. К таковым можно отнести биологически-активные добавки к пище (БАДы) и функциональные продукты.
Выведение на рынок новых функциональных продуктов имеет существенное значение не только для повышения качества жизни населения России, но и для развития российской экономики. По сравнению с российским, мировой рынок функциональных продуктов интенсивно развивается, ежегодно увеличиваясь на 15–20%. Об их популярности в европейских странах, США, Японии свидетельствует статистика качественных изменений продовольственного рынка. Во Франции объем производства пробиотических функциональных продуктов и изделий, содержащих биологически-активные вещества (БАВ), за последнее десятилетие вырос в 350 раз. Сегодня общий мировой рынок продаж функциональных продуктов превышает 70 млрд. долл. США. Производство функциональных продуктов питания в России в настоящее время ненамного превышает 270 миллионов рублей, что является крайне незначительной величиной по сравнению с общим объёмом продуктового рынка России, превышающем 4.7 триллиона рублей.
По мере развития рынка и роста требований покупателя к качеству пищевых товаров, продукты питания, которые за счет биологически активных добавок или особой рецептуры обладают профилактическими и оздоровительными свойствами, пользуются все большим спросом. Расширение ассортимента предлагаемых пищевых товаров за счёт инновационных функциональных продуктов питания (ФПП) даст импульс развитию одной из самых коммерчески привлекательных и крайне необходимых для жизни людей отрасли пищевой индустрии. Расширение в России производства ФПП различной направленности позволяет ожидать существенного социального и экономического эффекта.
Особый интерес с точки зрения перспективности использования в качестве сырьевой базы для получения ингредиентов для пищевой промышленности, обладающих полифункциональным биологическим действием на фоне отсутствия существенных побочных эффектов, представляют микроводоросли, выращиваемые в строго контролируемых условиях (так называемый управляемый биосинтез), с целью получения биомассы с заданным биохимическим составом и заданными показателями безопасности.
В частности, на заседании Экспертного совета был рассмотрен предложенный группой ученых и практиков Инновационный проект «Использование биологически активного потенциала Arthrospira platensis (микроводоросли СПИРУЛИНА) в профилактическом функциональном питании для повышения качества жизни населения». К важным преимуществам именно Arthrospira platensis можно отнести с одной стороны, как возможность ее использования для получения широкого спектра хорошо изученных функциональных пищевых ингредиентов (каратиноиды, фикобилипротеины и т. п.), для которых установлены терапевтические эффекты, рекомендуемые адекватные и максимальные суточные нормы потребления, так и комплексов минорных биологически активных веществ, функциональность которых активно изучается в разных странах, а с другой стороны возможность масштабирования ее массового культивирования за счет компактного размещения производства, его простоты, отсутствия дорогостоящего оборудования, использования естественного освещения, высоких показателей выхода биомассы с единицы площади, возможности круглогодичного сбора урожая, высокой скорости роста биомассы.
Рассмотрев данный проект, участники заседания пришли к выводу о необходимости его внедрения. По мнению экспертов, реализация проекта будет способствовать восстановлению и поддержанию здоровья населения России и повышению качества жизни россиян.
Основными проблемами, сдерживающими развитие производства функциональных пищевых продуктов в России, являются:
1. Несовершенство нормативно-правовой базы, определяющей, связывающей основные понятия и регулирующей разработку и производство функциональных продуктов питания;
2. Отсутствие системы подтверждения соответствия продукции, содержащей новые функциональные ингредиенты критериям ФПП, подтверждения терапевтической эффективности применения новых функциональных продуктов и т. д.;
3. Большие затраты на производство функциональных продуктов питания по сравнению с обычными продуктами питания. Создание этого вида продукции связано с использованием наукоемких и инновационных технологий на этапе разработки, проведения исследований и последующего подтверждения свойств готовой продукции. Необходимо разработать комплекс мер поддержки производителей. Например, снижение НДС до 10% так же, как для детского питания;
4. Низкий уровень информированности населения о свойствах и значении функциональных пищевых продуктов и о необходимости корректировки рациона питания с учётом возрастных изменений. Необходима широкая общественная дискуссия разработчиков и производителей функциональных пищевых продуктов, общественных организаций, органов государственной власти, СМИ, врачей для популяризации темы здорового питания и просвещения потребителей о пользе функциональных пищевых продуктов.
По итогам работы заседания, эксперты пришли к выводу, что развитие производства новых функциональных продуктов питания имеет существенное значение не только для повышения качества и продолжительности жизни населения, но и для развития российской экономики. Вместе с тем, в настоящее время имеется ряд нерешенных правовых, организационных и финансовых вопросов, что требует разработки и внедрения системных мер и решений.
В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:
1. Экспертному совету по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике:
— создать при Экспертном совете по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике рабочую группу по разработке национальной стратегии в сфере производства и использования профилактических инновационных продуктов питания с целью повышения продолжительности и качества жизни населения;
2. Министерству
здравоохранения Российской Федерации,
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
— при реализации национального проекта «Здравоохранение», разработанного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и при исполнении приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» («Укрепление общественного здоровья») государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 г. N 1640 (ред. от 24.12.2018 г.), предусмотреть вопросы поддержки разработки, производства и внедрения на потребительский рынок функциональных пищевых продуктов и биологически-активных добавок к пище на основе микроводорослей;
— рассмотреть возможность разработки обучающих программ по вопросам нутрициологии для врачей, медицинских работников, педагогов, социальных работников;
3. Министерству экономического развития Российской Федерации:
— проработать варианты экономической мотивации производителей функциональных пищевых продуктов с целью внедрения существующих научно-технических разработок ФПП в массовое производство и внедрение их на потребительский рынок, в том числе возможность субсидирования части затрат на разработку, постановку на производство и выпуск функциональных пищевых продуктов с доказанными профилактическими характеристиками;
— совместно с заинтересованными ведомствами рассмотреть возможность введения акцизов на продукты, употребление которых отрицательно сказывается на здоровье людей, например акциз на сахаросодержащие напитки и другие пищевые продукты с повышенным содержанием сахара;
4. Министерству сельского хозяйства Российской Федерации:
— рассмотреть возможность финансирования и поддержки развития биотехнологии массового промышленного культивирования микроводорослей — ценного исходного сырья для пищевой, косметической, фармацевтической отраслей промышленности и кормопроизводства;
— рассмотреть возможность финансирования и поддержки разработки и производства инновационных премиксов, создаваемых для кормопроизводства на основе микроводорослевых технологий, альтернативных применению антибиотиков;
5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
— повысить уровень информированности населения региона о свойствах и значение ФПП, органических продуктах, о необходимости корректировки питания с учётом возрастных изменений путём реализации Национальной программы формирования здорового образа жизни россиян;
— разработать и внедрить программы по пропаганде здорового образа жизни населения и здорового питания, направленные на повышение качества и продолжительности жизни.