РЕШЕНИЕ
4 декабря 2018 года в г. Москве состоялось заседание Экспертного Совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Законодательные инициативы в повышении качества и доступности офтальмологической помощи: основные тренды и возможности для развития».
В его работе приняли участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Н. Каграманян, члены Комитета Совета Федерации по социальной политике, члены Экспертного Совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций, ассоциации пациентов, представители средств массовой информации.
Заслушав и обсудив доклады и выступления об организации и финансировании медицинской помощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и участники заседания констатировали.
По оценкам ВОЗ в 2018 году около 1,3 млрд. человек в мире живут с той или иной формой нарушения зрения. Что касается зрения вдаль, легкие нарушения зрения отмечаются у 188,5 млн. человек, от умеренных до тяжелых – у 217 млн., тогда как 36 млн. человек поражены слепотой. Основными причинами нарушения зрения выступают нескорректированные аномалии рефракции и катаракта.
В Российской Федерации показатель заболеваемости населения глазной патологией составляет около 10 тысяч человек на 100 тысяч населения. Его динамика за 2008–2017 гг. на 100 тысяч населения характеризуется снижением как общей (-623,1), так и первичной (-261,1) заболеваемости. Однако в данной статистике не учитываются обращения населения в организации частной системы здравоохранения, что является одной из сложностей учёта заболеваемости глазной патологией.
Приблизительно 80% всех случаев нарушения зрения, отмечающихся в мире, считаются предотвратимыми. Большинство людей с нарушениями зрения входят в возрастную группу старше 50 лет.
В Российской Федерации предпринимается ряд мер, направленных на совершенствование офтальмологической службы, продолжает формироваться единая нормативно-правовая база. Разработан профессиональный стандарт для работы врача-офтальмолога. Этот документ содержит требования к каждому врачу, является основой для разработки образовательных программ, реализации процедуры аккредитации. Ведётся работа по внедрению клинических рекомендаций, регламентирующих действия врача при определенных заболеваниях, в электронный рубрикатор Минздрава внесены 22 клинические рекомендации.
Разработаны и стандартизированы 72 стандарта оказания медицинской помощи по профилю «Офтальмология». Получили правовой статус критерии оценки качества оказания медицинской помощи при 12 группах заболеваний органа зрения.
В то же время, некоторые из действующих стандартов являются устаревшими и не отражают современные достижения в лечении офтальмологических заболеваний, в том числе использование стационарзамещающих технологий. Также ограничивают широкое внедрение современных технологий в практическое здравоохранение низкие тарифы на оказание медицинской помощи офтальмологическим больным.
При достаточной общей численности врачей-офтальмологов в регионах отмечается кадровый дисбаланс по уровням оказания медицинской помощи, низкий процент офтальмологов высокой квалификации (23–30%).
В последние годы в здравоохранении активно развивается профилактическое направление. В ходе профилактических осмотров диагностируется 8 % заболеваний органа зрения. Одновременно с этим сохраняется высокая доля слепоты и слабовидения, которую впервые зарегистрировали при профилактических осмотрах, что свидетельствует о необходимости активизации мероприятий, направленных на повышение доступности первичной офтальмологической помощи для населения.
Таким образом, несмотря на происходящие позитивные изменения в организации оказания медицинской помощи пациентам с офтальмологическими заболеваниями, имеется ряд нерешенных вопросов, как связанных с финансированием и нормативно-правовым регулированием, так и в части развития системы оказания офтальмологической помощи.
В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:
1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
—рассмотреть вопрос создания федерального регистра пациентов с глазными патологиями с целью оценки эпидемиологической ситуации и разработки организационных, диагностических и лечебно-профилактических мероприятий;
—с целью повышения качества оказания медицинской помощи продолжить внедрение подходов ценностно-ориентированного здравоохранения в практику;
—предусмотреть в программах подготовки врачей-офтальмологов (офтальмохирургов) использование симуляторов, а также поэтапного допуска хирургов к выполнению сложных операций, обеспечивающий высокое их качество и результаты;
—рассмотреть возможность выделения из перечня оказываемой помощи по ВМП процедуру лазерной коагуляции сетчатки в отдельный вид ВМП с описанием соответствующих диагнозов, моделей пациентов и методов лечения, и при необходимости пересмотра норматива финансовых затрат на оказание данной помощи для расширения возможностей при оказании необходимой помощи пациентам с диабетической ретинопатией;
—рассмотреть возможность внедрения операции костной декомпрессии орбиты для оказания необходимой помощи пациентам с оптической нейропатией, язвой роговицы или сублюксацией глаза при эндокринной офтальмопатии в перечень видов ВМП, включенных в базовую программу ОМС.
2. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования:
— рассмотреть возможность пересмотра тарифов на оказание медицинской помощи пациентам с глазными патологиями с целью повышения доступности современных методов лечения офтальмологических заболеваний, в том числе в рамках стационарзамещающих технологий.
3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
—в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 (ред. от 19.07.2018 г.) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в части оптимизации работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сократить время ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упростить процедуру записи на прием к врачу, обеспечить оптимальную доступность для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и стационарную помощь;
—рассмотреть возможность сокращения времени ожидания на оперативное лечение катаракты и времени пребывания в стационаре путем внедрения современных методов лечения и стационарзамещающих технологий;
—принять меры по сохранению кадрового потенциала высокого уровня квалификации и ликвидации кадрового дисбаланса;
—провести информационные кампании, направленные на максимальный охват населения диспансеризацией, на первичную медицинскую профилактику офтальмологических заболеваний совместно с общественными организациями, средствами массовой информации, а также с привлечением других заинтересованных организаций.