Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по физической культуре и спорту

Резолюция

6 ноября 2019 года в г. Москве состоялось заседание Экспертного совета по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике (далее – Экспертный совет) на тему «Нормативное правовое обеспечение фитнес-индустрии».

Согласно статистическим данным федерального статистического наблюдения № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте», за последние десять лет количество граждан, постоянно занимающихся физической культурой, достигло около трети всего населения. Большинство граждан в целях получения физической нагрузки обращается в фитнес-центры.

Более 55% клиентов рынка фитнес-услуг приходится на 2 возрастных сегмента – от 25 до 34 лет и от 35 до 55 лет. Люди в возрасте старше 55 лет составляют около 10% посетителей фитнес-клубов, их доля повышена в клубах бизнес и премиум-сегментов. Дети до 18 лет составляют около 8,9% клиентов фитнес-клубов – их доля также максимальна среди посетителей клубов высоких ценовых сегментов. Максимальная доля молодых людей в возрасте от 19 до 24 лет характерна для клубов с наименьшими ценами – лоукост и эконом-клубов.

Исследование рынка показывает, что фитнес-услуги в России стоят дороже, чем в Европе и Америке. Например, в Германии средний чек на посещение фитнес-центра составляет от 8 до 19 евро в месяц, что составляет в среднем от 550 до 1400 рублей.

Зарубежные медицинские компании работают в тандеме с фитнес-центрами, что позволяет пациентам быстрее выздоравливать и заниматься профилактикой своего здоровья.

Введение фитнеса в систему добровольного медицинского страхования позволит сделать акцент на здоровье – важнейшее направление, в котором необходимо развивать фитнес индустрию.

Несмотря на то, что фитнес-индустрия сегодня играет немалую роль в процессе вовлечения населения в систематические занятия физической культурой и спортом, деятельность фитнес-клубов до недавних пор не являлась предметом правового регулирования. Вся фитнес-индустрия фактически действовала вне правового поля. Формально фитнес-центр мог открыть любой желающий, и к специалистам в сфере фитнеса не предъявлялось никаких профессиональных требований.

Так как отрасль фитнеса напрямую связана со здоровьем граждан, регулирование работы фитнес-центров стало насущной необходимостью.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в части увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличения до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, а также во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, прошедшего 27 марта 2019 года, был принят Федеральный закон от 2 августа 2019 года № 303 «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности фитнес-центров» (далее — Закон), регулирующий деятельность фитнес-центров.

Фитнес-центры официально признаны субъектами физической культуры и спорта в Российской Федерации, им дано определение, обозначена цель их деятельности, установлены их права и обязанности. Прежде всего, определена обязанность фитнес-центров и их объединений применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации сотрудников.

Кроме того, Законом предусмотрена норма, обязывающая фитнес-центры безвозмездно предоставлять первичные статистические и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации (форма № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте», утверждена приказом Росстата от 27 марта 2019 года № 172).

Члены Экспертного совета отметили отсутствие утверждённого профессионального стандарта для работников фитнес-центров. На официальном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» Минтруда России опубликовано уведомление о начале разработки профессионального стандарта «Специалист в сфере фитнеса», где будут прописаны квалификационные требования к данным работникам.

Представители фитнес-индустрии отметили, что в целях экономии во многих центрах фитнес инструкторы являются индивидуальными предпринимателями, арендующими залы у собственников. Многие фитнес-инструкторы предлагают свои услуги как внутри центра, так и за его пределами. Такие индивидуальные предприниматели остаются вне правового поля нового Закона. Кроме того, он-лайн фитнес сегодня охватывает около 14% рынка фитнес услуг, что почти в десять раз больше по сравнению с фитнес-клубами, где охват 3,5%. При этом данной вид деятельности под правовое регулирование тоже не попадает.

Действующее законодательство позволяет через систему дополнительного образования в результате переподготовки присваивать квалификацию «Тренер», соответствующую одноименному профессиональному стандарту и квалификацию «Инструктор-методист». Несмотря на то, что пока нет ни одной примерной основной образовательной программы, непрофильные образовательные учреждения активно предлагают всевозможные «образовательные» программы, обучение по которым возможно дистанционно.

Участники заседания отметили крайнюю важность данной проблемы, решение которой во многом будет способствовать снижению травматизма во время занятий фитнесом и, как следствие, сохранению здоровья населения.

Остается нерешенным вопрос, каким образом и кем будет осуществляться проверка и контроль исполнения фитнес-центрами обязанности привлекать к работе только квалифицированные кадры, прошедшие соответствующую переподготовку. .

Хорошим стимулом для роста вовлеченности населения в систематические занятия физической культурой и спортом могут стать разрабатываемый Правительством Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий предоставление налогового вычета за оплату услуг фитнес-центров, а также фитнес-мероприятия, такие как форумы, фестивали, массовые забеги и т. д. Это поможет увеличить интерес к фитнесу в нашей стране, привлечь внимание средств массовой информации, повысить пропаганду здорового образа жизни. Примером может стать Российская Неделя Фитнеса, проводимая на регулярной основе и хорошо зарекомендовавшая себя среди фитнес-сообщества и населения.

Индустрия фитнеса в России имеет огромный потенциал роста, который возможно реализовать только при комплексном подходе к решению проблем фитнес-индустрии, поддержке на государственном уровне и системном взаимодействии всех сторон этого процесса.

Участники заседания отметили необходимость развития государственно-частного партнерства. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в фитнес-индустрию, активно развивать инфраструктуру для занятий физической культурой и спортом, включая строительство фитнес-центров по всей стране.

Также необходимо решить вопросы, касающиеся снижения тарифов на воду, тепло и электричество для фитнес-центров; льготного подключения к сетям при вводе объектов фитнеса; снижения или освобождение от земельного налога и налога на имущество; обновления устаревших СанПиНов и ГОСТов в сфере фитнес-индустрии.

В случае решения указанных вопросов, доля россиян, систематически занимающихся физической культурой и спортом, вырастет. Это положительным образом повлияет на сохранение и укрепление здоровья граждан, снижение уровня заболеваемости, что, в свою очередь, приведет к сокращению расходов государства на оказание медицинской помощи, выплату пособий по временной нетрудоспособности и, в целом, будет способствовать активному долголетию.

Члены Экспертного совета отметили необходимость дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования сферы фитнес-индустрии, установления стандартов качества оказываемых фитнес услуг.

 

С учетом изложенного, Экспертный совет по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике рекомендует:

 

1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие проекта федерального закона № 466977–7 «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части оказания первой помощи с использованием автоматических наружных дефибрилляторов).

 

2. Правительству Российской Федерации:

 

1) ускорить доработку и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона, направленного на предоставления гражданам налогового вычета за оплату услуг фитнес-центров;

2) рассмотреть необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части:

— регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта,

— законодательного закрепления деятельности в сфере онлайн фитнеса,

— предоставления права фитнес-инструкторам оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков,

— предоставления фитнес-центрам льгот по земельному налогу и налогу на имущество организаций;

— наделения Министерства спорта Российской Федерации правом разрабатывать и утверждать примерные программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации тренеров, фитнес-инструкторов;

3) рассмотреть вопрос о распространении действия добровольного медицинского страхования на занятия физической культурой в фитнес-центрах.

 

3. Министерству спорта Российской Федерации:

 

— проанализировать нормативные правовые акты в части обеспечения условий безопасного проведения тренировочных и спортивных мероприятий, подготовить предложения по их совершенствованию;

— рассмотреть необходимость установления требований к деятельности фитнес-центров.

 

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотреть ускорить разработку профессионального стандарта «Специалист в сфере фитнеса».

 

5. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть возможность снижения тарифов на воду, тепло и электричество для фитнес-центров, а также льготного подключения к электрическим сетям и сетям водо- и теплоснабжения при вводе объектов фитнеса в эксплуатацию.

 

6. Общероссийской общественной организации «Объединение фитнеса России» совместно с Ассоциацией по содействию развитию физической культуры и спорта «Федерация спортивной медицины» и Общероссийской общественной организацией «Российская ассоциация по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов» подготовить предложения по совершенствованию медицинского и медико-биологического обеспечения занятий фитнесом.

 

7. Экспертному совету по физической культуре и спорту при Комитете Совета Федерации по социальной политике:

 

— создать рабочую группу Экспертного совета по обеспечению взаимодействия с представителями фитнес-сообщества в рамках оказания методической и консультационной помощи;

— с целью дальнейшего совершенствования нормативного правового обеспечения фитнес-индустрии организовать и провести совместно с фитнес-сообществом конференцию с привлечением всех заинтересованных сторон в 2020 году.

Председатель Экспертного совета
К.В. Вырупаев