Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению

РЕШЕНИЕ

заседания Экспертного совета по здравоохранению

Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему

«Совершенствование организации медико-социальной помощи пациентам с рассеянным склерозом»

 

г. Москва 3 июля 2020 года

 

3 июля 2020 года в г. Москве состоялось заседание Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Совершенствование организации медико-социальной помощи пациентам с рассеянным склерозом».

В его работе приняли участие члены Совета Федерации, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители пациентских организаций.

Заслушав и обсудив доклады и выступления члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и участники заседания констатировали.

Вопрос совершенствования оказания медицинской помощи пациентам с рассеянным склерозом становится все более актуальным и требует внедрения комплекса мер системного характера.

Рассеянный склероз (далее — РС) является одним из самых распространенных неврологических расстройств во всем мире. Медико-социальная значимость заболевания обусловлена как прогрессирующим течением заболевания с формированием стойкой инвалидизации, так и значительной распространенностью среди лиц трудоспособного возраста. По результатам эпидемиологических исследований в настоящее время отмечается увеличение распространенности РС в мире с расширением возрастных, географических и этнических границ. По оценкам экспертов, в России насчитывается до 150 000 больных РС (данные Общероссийской общественной организации инвалидов-больных рассеянным склерозом).

Бремя РС связано не только с положительной динамикой по эпидемиологической ситуации, но и ассоциируется со значительными финансовыми затратами как для системы здравоохранения и государства в целом, так и для самого пациента, его семьи и близких. Данное заболевание характеризуется внезапностью возникновения, а также – зачастую – появлением в молодом продуктивном возрасте, когда человек только получил образование, начала работать, завел семью. Течение заболевания носит волнообразный характер: периоды обострения сменяются периодами ремиссии. Диагностика РС затруднена ввиду широкого полиморфизма симптомов и отсутствия их специфичности. Примерно у трети больных до постановки диагноза проходит 5 лет. Клинические проявления и их частота разнятся в дебюте и на развернутой стадии РС. Одним из важных положений, которое учитывается во всех диагностических критериях, является необходимость «исключения других причин такого хронического многоочагового поражения мозга». Диагноз РС ставится в последнюю очередь, после исключения всех иных вероятных причин выявленных у пациента неврологических нарушений.

По мнению экспертов, основными изменениями, в которых нуждается система оказания медицинской помощи пациентам с РС, являются обучение неврологов амбулаторного звена, улучшение взаимодействия с органами здравоохранения, ведение региональных регистров РС, содержащих информацию о клиническом течении заболевания, доступ в федеральные центры для дифференциальной диагностики.

Современная адекватная медикаментозная терапия замедляет прогрессирование РС и сохраняет жизнь пациентам, а полноценная социальная реабилитация и адаптация возвращают их в общество. Именно по этой причине понимание проблемы РС как узко-научной, медицинской, трансформировалось сегодня в осознание ее как социально-экономической, требующей внимания как со стороны органов управления здравоохранением, специалистов, так и пациентских и иных общественных организаций.

В Российской Федерации предпринимается ряд мер, направленных на совершенствование государственной политики в области поддержки пациентов с РС. С 2007 года РС вошел в перечень высокозатратных нозологий, и государство взяло на себя обязательство обеспечения пациентов препаратами изменяющими течение рассеянного склероза (далее — ПИТРС). Таким образом, была обеспечена основная масса пациентов патогенетическим, жизнеспасающим лечением.

До появления препаратов, влияющих на течение РС (ПИТРС), установление точного диагноза при нарастании неврологической симптоматики не имело особого значения: лечение пациентов сводилось лишь к купированию обострений и проведению симптоматической терапии. Однако в связи с появлением новых возможностей в лечении РС точная постановка диагноза стала необходимостью для обеспечения процесса преемственности в лекарственном обеспечении. Установление точного диагноза и определение типа течения заболевания является определяющим фактором для выбора терапии, что напрямую будет влиять на затраты, связанные с лекарственным обеспечением пациентов, в особенности на стадии прогрессирования.

Одним из самых тяжелых вариантов течения РС, который встречается у 10–15 % пациентов, является первично-прогрессирующий рассеянный склероз (далее — ППРС). Однако в дебюте заболевания у большинства пациентов с РС наблюдается ремиттирующее (далее — РРС) течение заболевания, которое затем, по мере развития РС приобретает прогрессирующий характер с неуклонным нарастанием степени инвалидизации, независимый от обострений, которые могут сохраняться. Приблизительно у половины пациентов с диагнозом РРС переход к вторично-прогрессирующему рассеянному склерозу (далее — ВПРС) происходит в течение 10 лет после установления диагноза. В условиях клинической практики, как правило, происходит задержка в диагностике ВПРС вследствие отсутствия четких клинических, визуализационных и лабораторных критериев прогрессирования заболевания. ВПРС обычно диагностируют ретроспективно, основываясь на постепенном ухудшении состояния после ремиттирующего течения заболевания. У 70% пациентов наблюдается период неопределенности в диагнозе после первого предположения о прогрессировании заболевания, длительность такого периода неопределенности может достигать трех лет. В свою очередь, помимо отсутствия чётких критериев, задержка в диагностике ВПРС возможна также из‑за нехватки эффективных вариантов терапии.

Следует отметить, что в настоящее время особого внимания заслуживают агрессивные формы заболевания (высокоактивный ремитирующий рассеянный склероз (ВАРРС) и быстропрогрессирующий рассеянный склероз), требующие внедрения новых подходов к лечению, так как имеющиеся средства оказываются недостаточно эффективными.

В связи с этим врачебное сообщество на сегодняшний момент видит острую необходимость в обновлении клинических рекомендаций и изменении стандартов оказания медицинской помощи.

Развитие самых современных подходов к лечению РС вселяет надежду на возможность эффективного лечения таких пациентов. В ближайшие годы ожидается появление на рынке большого количества инновационных препаратов для терапии РС, в том числе таргетная терапия его различных фенотипов. Учитывая вышесказанное, целесообразным представляется рассмотрение возможности увеличения финансирования на данную нозологию.

Таким образом, при диагностике и лечении РС имеется ряд нерешенных организационных и финансовых вопросов, что в совокупности приводит к существенным социально-экономическим затратам и требует необходимости разработки и внедрения системных мер и решений.

В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:

 

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

— рассмотреть вопрос разработки нормативно-правовых документов для ускоренного включения инновационных лекарственных препаратов в программу «14 ВЗН», в федеральные клинические рекомендации и перечень ЖНВЛП с целью оперативного обеспечения доступа пациентов к инновационным препаратам (в течение не более одного календарного года с момента регистрации препарата);

— в целях повышения доступности и качества оказания медицинской помощи разработать нормативно-правовые акты, определяющие порядок маршрутизации пациентов с рассеянным склерозом;

— рассмотреть возможность создания центров рассеянного склероза при ведущих НМИЦ и лечебных учреждений субъектов Российской Федерации, предусмотрев разработку Положения о типовом центре рассеянного склероза и возможность расширения материально – технической базы;

— рассмотреть возможность совершенствования Федерального регистра пациентов с рассеянным склерозом, путем внесения в него формы течения заболевания, с целью повышения эффективности системы назначения и контроля использования ПИТРС;

— ввести в программы дополнительного профессионального образования и ординатуры вопросы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов с рассеянным склерозом;

 

2. Экспертному совету по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике:

 

— провести исследование по оценке эффективности оказания медицинской помощи пациентам с рассеянным склерозом в субъектах Российской Федерации;

— рекомендовать профессиональным ассоциациям рассмотреть вопрос о включении в клинические рекомендации оказания медицинской помощи новых подходов к диагностике и лечению пациентов с рассеянным склерозом;

 

3. Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

— при проработке нового порядка по реабилитации необходимо учесть этапы лечения пациентов с рассеянным склерозом, реализации программ адаптации в обществе пациентов с рассеянным склерозом;

 

4. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования:

— с целью повышения качества оказания медицинской помощи пациентам с рассеянным склерозом, принять меры по совершенствованию федеральной модели системы оплаты медицинской помощи в части оплаты случаев РС;

 

5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

— рассмотреть возможность организации на функциональной основе стандартизованных профильных центров рассеянного склероза;

— внедрить систему мониторинга состояния пациентов с рассеянным склерозом, реализуемую специалистами региональных центров РС по средствам телемедицины;

— привести в соответствие с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения (ЖНВЛП) Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610: требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи);

— рассмотреть возможность разработки специальных программ помощи пациентам с рассеянным склерозом, в том числе программ по созданию безбарьерной среды для пациентов с РС: специальных условий и приспособления жилья к ограниченным физическим возможностям, курация на дому и др.