Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению

РЕШЕНИЕ

заседания Экспертного совета по здравоохранению

Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему

«Нормативно-правовые и организационные инициативы в повышении эффективности оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентов с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями»

 

Москва 15 июня 2021 года

 

 

15 июня 2021 года в г. Краснодаре прошло выездное заседание Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Нормативно-правовые и организационные инициативы в повышении эффективности оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения пациентов с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями».

В его работе приняли участие члены Комитета Совета Федерации по социальной политике, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций, представители средств массовой информации.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания констатировали.

Согласно опубликованным Всемирной организацией здравоохранения Глобальным оценкам состояния здоровья, 7 из 10 ведущих причин смертности в мире являются неинфекционные заболевания. Первую позицию в списке десяти ведущих причин смертности по‑прежнему занимают сердечно-сосудистые заболевания (далее — ССЗ), являясь основной причиной ранней инвалидизации и преждевременной смерти.

По итогам профильной комиссии Минздрава России по специальности «кардиология» 2020 года, в России причиной 47% всех летальных случаев стали ССЗ. Каждая седьмая смерть от заболеваний системы кровообращения пришлась на людей трудоспособного возраста. Согласно рейтингу регионов по показателю общей смертности от всех причин (1451,1 на 100 тысяч населения) в 2020 году в 29 субъектах Российской Федерации значение выше, чем в целом по стране. Показатели смертности от болезней системы кровообращения (далее — БСК) в 25 субъектах выше, чем по Российской Федерации (648,1 на 100 тысяч населения).

Среди всех болезней системы кровообращения (далее – БСК) наиболее распространены хронические ССЗ: ишемическая болезнь сердца (далее – ИБС), артериальная гипертензия (далее – АГ), фибрилляция предсердий (далее — ФП), цереброваскулярные заболевания (далее – ЦВЗ) и хроническая сердечная недостаточность (далее — ХСН), являющаяся причиной смерти практически всех ССЗ.

В 2020 году в Краснодарском крае общая заболеваемость БСК выросла по сравнению с 2016 годом на 25,5%, с 198,7 до 249,4 случая на 1 тысячу населения. Ключевыми группами заболеваний сердечно-сосудистой системы, определяющими основной вклад в показатели заболеваемости, являются гипертоническая болезнь, ИБС, ЦВЗ, которые в совокупности определяют 77,8 % общей заболеваемости и 69,7% первичной заболеваемости БСК. Стоит обратить внимание на значительное снижение первичной заболеваемости (выявляемости) к уровню 2019 года по гипертонической болезни на 36%, ИБС – на 26%, что связано с эпидемиологической ситуацией, приостановлением проведения профилактических медицинских осмотров.

Показатель смертности от БСК, по предварительным данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея за 2020 год составил 561,3 на 100 тысяч населения (31 855 умерших).

Стоит отметить, что по данным Федеральной службы государственной статистики значительную долю смертности в структуре смертности от БСК в Российской Федерации (40%) составляет ХСН. Распространенность ХСН в различных регионах Российской Федерации варьируется в пределах 7–10%.

Декомпенсация ХСН является причиной госпитализаций в стационары, имеющие кардиологические отделения, почти каждого второго больного (49%), а ХСН фигурирует в диагнозе у 92% госпитализированных в такие стационары.

Общие прогнозируемые прямые затраты на медицинскую помощь при всех видах сердечной недостаточности в России могут составлять более 520 млрд. рублей. Наиболее затратной оказывается помощь пациентам с обострением ХСН, на которую приходится более 70% учтенных трат. По другим оценкам, в России на лечение ХСН тратится от 55 до 295 млрд. рублей в год, а расходы на госпитализацию по поводу её декомпенсации могут достигать почти 185 млрд. рублей. Высокая потребность в повторных госпитализациях в значительной степени увеличивает финансовые затраты на лечение таких пациентов.

Основными проблемами при оказании медицинской помощи пациентам с хроническими СЗЗ являются: отсутствие единой службы оказания медицинской помощи пациентам с хроническими ССЗ, дефекты маршрутизации, низкий охват диспансерным наблюдением, отсутствие льготного лекарственного обеспечения на амбулаторном этапе после выхода из стационара.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из приоритетных задач определено повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году. Кроме того, одной из задач Национального проекта «Здравоохранение» является снижение смертности от БСК от базового значения в 587,6 случаев на 100 тыс. населения в 2017 году до 450 случаев на 100 тыс. населения к 2024 году. Для обеспечения выполнения Национального проекта «Здравоохранение» и достижения целевых показателей был разработан ряд Федеральных проектов, в частности, Федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», основным целевым показателем которого является снижение смертности от БСК.

Снижение смертности от БСК на 23,4% за 6 лет (до 450 случаев на 100 тыс. населения к 2024 году) невозможно без обеспечения максимального количества пациентов современными эффективными лекарственными препаратами. С этой целью в 2020 году и на плановый период 2021–2022 гг. бюджетам субъектов Российской Федерации были выделены субсидии в размере 10,15 млрд. рублей в год на обеспечение профилактики развития ССЗ и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения (далее — ОНМК), инфаркт миокарда (далее — ИМ), а также лиц, которым были выполнены кардиологические интервенционные вмешательства. Данные меры, несомненно, положительно сказываются на достижении целевых показателей федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями». Однако, необходимо отметить, что по мере достижения прогресса в лечении острых ССЗ, закономерно будет увеличиваться количество пациентов с хроническими ССЗ, которые нуждаются в продолжении терапии.

В настоящее время на амбулаторном этапе пациенты с ССЗ могут быть обеспечены необходимыми лекарственными препаратами только как отдельные группы населения в рамках Постановления Правительства Российской Федерации № 890 или, как отдельные категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно ФЗ-178 «О государственной социальной помощи», что суммарно составляет порядка 19% населения.

В Министерстве здравоохранения Краснодарского края неоднократно обсуждался вопрос о реализации пилотного проекта «Ведение пациентов с хронической сердечной недостаточностью в амбулаторном звене». Принятие таких дополнительных мер, как развитие и изменение организации лечебно-профилактических мероприятий с созданием Центров ХСН при крупных лечебных учреждениях, а также включение в классификатор болезней ХСН, как самостоятельную единицу, помогло бы способствовать сдерживанию смертности и достижению целевых показателей Федерального проекта «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями».

Для выполнения вышеупомянутых целевых показателей принципиально важным является внедрение современной лекарственной терапии, модифицирующей течение хронических ССЗ, которое позволит стабилизировать процесс течения заболевания ХСН, снизить количество госпитализаций этих пациентов, уменьшить показатели смертности. В настоящее время существуют методы лекарственной терапии для лечения ХСН, позволяющие снизить риск сердечно-сосудистой смертности на 16–18% и частоту госпитализаций на 30%.

Проблемам ССЗ уделяется внимание на самом высоком уровне. Благодаря этому, смертность от ССЗ с начала двухтысячных годов постоянно сокращается, в первую очередь за счет эффективной борьбы с последствиями острых ССЗ. Если в 2000 году смертность от ССЗ составляла около 864 человек на 100 тыс. населения, то в 2018 году снизилась уже до 573 на 100 тыс. населения. Несмотря на это, снижение смертности от ССЗ остается важным государственным приоритетом.

Учитывая вышесказанное, для выполнения одной из основных целей национального развития по повышению ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году, необходимы усилия не только со стороны государства, но и органов исполнительной власти регионов, направленные на совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с заболеваниями, преобладающими в структуре смертности населения. Прежде всего, к таким заболеваниям относятся хронические ССЗ. Акцентирование внимания на проблемах пациентов с хроническими ССЗ, улучшение организации медицинской помощи на всех уровнях, включая лекарственное обеспечение, не только позволит выполнить цели, стоящие перед государством, но и снизит нагрузку на систему здравоохранения.

Необходимо разработать комплекс мероприятий для улучшения организации маршрутизации пациентов, внедрения системы преемственности между стационарным и амбулаторным звеньями, организации патронажной службы медсестринского звена. Важно повсеместно внедрять современные подходы к диагностике, профилактике и лечению пациентов с ССЗ согласно клиническим рекомендациям, обеспечивать широкую доступность инновационной терапии для лечения пациентов с хроническим ССЗ.

В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:

 

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

— внести изменения в приказ Минздрава России от 09 января 2020 года № 1н «Об утверждении перечня лекарственных препаратов для медицинского применения для обеспечения в течение одного года в амбулаторных условиях лиц, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, а также которым были выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний», а именно:

1. рассмотреть возможность введения ряда заболеваний для бесплатного лекарственного обеспечения:

— болезни таргетных групп высокого риска (тяжелые, в том числе наследственные, дислипидемии, фибрилляция предсердий, резистентная к комбинированной гипотензивной терапии артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, хроническая сердечная недостаточность),

— баллонная ангиопластика коронарных артерий без стентирования,

— стентирование периферических артерий;

2. дополнить список препаратов в соответствии с перечисленными заболеваниями;

3. рассмотреть возможность включения в перечень лекарственных препаратов группы ингибиторов PCSK9 (МНН алирокумаб и эволокумаб), омега-3 ПНЖК, фенофибрат и эзетимиб;

4. рассмотреть возможность продолжения лекарственного обеспечения до 3 лет.

 — с целью профилактики ССЗ обеспечить мониторинг уровня триглицеридов, а также его лекарственную корректировку в соответствии клиническими рекомендациями;

 — рассмотреть возможность внедрения систем управления сердечно-сосудистыми рисками;

— внедрить скрининг здоровья детского населения с момента рождения, в целях раннего выявления факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний;

 

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

 

— для снижения смертности и уровня заболеваемости ССЗ дополнить программы по развитию здравоохранения субъектов и региональные программы «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» целевыми показателями и мерами, по повышению уровня организации медицинской помощи пациентам с хроническими ССЗ, согласно клиническим рекомендациям;

— организовать единую службу оказания медицинской помощи пациентам с хроническими ССЗ;

—проводить среди населения информационные мероприятия, направленные на ведение здорового образа жизни;

 

3. Министерству здравоохранения Краснодарского края и Комитету здравоохранения Волгоградской области:

 

— сформировать и внедрить Приказ по организации системы маршрутизации пациентов с ХСН;

— рассмотреть возможность организации на функциональной основе кабинетов ХСН;

— в соответствии с Перечнем Поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, увеличить охват пациентов с хроническими ССЗ диспансерным наблюдением с обеспечением преемственности стационарного и амбулаторного этапов;

— усовершенствовать систему льготного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях пациентов с ХСН;

— внедрить систему внутреннего контроля качества с использованием цифровых технологий;

— разработать и внедрить единый информационный контур в части преемственности данных стационарного и амбулаторного звена медицинской помощи пациентам с ХСН.