Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению. «Инновационные подходы в профилактике, диагностике и лечении онкологических заболеваний. Развитие законодательства»

РЕШЕНИЕ

заседания Экспертного совета по здравоохранению

Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему

«Инновационные подходы в профилактике, диагностике и лечении онкологических заболеваний. Развитие законодательства»

 

Москва 1 октября 2021 года

 

1 октября 2021 года в г. Южно-Сахалинске прошло выездное заседание Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Инновационные подходы в профилактике, диагностике и лечении онкологических заболеваний. Развитие законодательства».

В его работе приняли участие члены Комитета Совета Федерации по социальной политике, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций, представители средств массовой информации.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания констатировали.

Согласно опубликованным оценкам Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), онкологические заболевания являются одной из основных причин смертности в мире. По данным ВОЗ в мире в 2020 года от онкологии умерло порядка 10 (десяти) миллионов человек. По уровню смертности Россия на 33 месте: 113,7 случая на 100 тысяч населения.

По данным Счетной палаты Российской Федерации за девять месяцев 2021 г. злокачественные новообразования выявили у 791 389 россиян, но в нескольких регионах доля пациентов, у которых онкология была обнаружена на поздней стадии, существенно превысила общероссийский показатель (19,3%).

Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Приказ Минздрава России от 19.02.2021 года № 116н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях», который вступает в силу с 1 января 2022 года. Согласно данному документу, медицинская помощь онкологическим больным будет оказываться по единым современным стандартам, вне зависимости от региона проживания пациента и поможет обеспечить преемственность терапии.

В настоящее время самым эффективным и высокоточным методом лечения злокачественных образований является персонализированный (таргетный) подбор терапии. При правильном подборе комбинации препаратов и разработке индивидуальной стратегии лечения становится возможным прогноз развития опухоли, подбор эффективного лечения, а также устранение резистентности к препаратам. Иммунотерапию можно включить в общее понятие таргетной терапии и одним из перспективных направлений в терапии онкологии является клеточная иммунотерапия, в том числе утвержденные FDA препараты CAR-T, ингибиторы контрольных точек иммунитета и цитокиновая терапия.

Эффективное использование таргетной терапии возможно только при условии проведения соответствующих молекулярно-генетических и иммуногистохимических исследований. В настоящее время отсутствуют рекомендации по установлению тарифов на молекулярно-генетические исследования на федеральном уровне.

Также широкое применение в диагностике и лечении злокачественных новообразований нашли методы ядерной медицины, в которых используют радиоактивные фармацевтические препараты. Отличительной особенностью методов ядерной медицины в диагностике заболеваний является их способность выявлять изменения в функционировании органов и тканей практически на клеточном уровне, что позволяет диагностировать социально-значимые заболевания на самых ранних стадиях с высокой точностью и максимальной безопасностью для пациента. Современными методами диагностики в ядерной медицине являются позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОЭКТ). Ежегодно в мире выполняется около 40 млн. диагностических исследований и терапевтических вмешательств с использованием радиофармпрепаратов (далее — РФЛП), при этом ежегодно отмечается рост 5 % количества этих процедур. Активному внедрению методов ядерной медицины в практику здравоохранения Российской Федерации препятствует устаревшая материальная база, недостаточный объем и скудная номенклатура диагностических и особенно терапевтических РФЛП, выпускаемых в России.

С 2019 по 2024 года в рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями». На реализацию данного проекта выделены значительные финансовые средства, в том числе 750 млрд. руб. на 2019–2024 гг. из федерального бюджета на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями. Цель данного проекта – снижение до 185 случаев на 100 000 человек смертности от новообразований, в том числе злокачественных. По данным Федеральной службы государственной статистики по итогам 2020 года этот показатель составлял 202 случая на 100 000 человек. Число умерших от злокачественных новообразований в России в 2020 году практически не изменилось по сравнению с предыдущим годом: 291 461 человек против 294 400 в 2019 году. На онкологию приходилось 13,6% от всех смертей в 2020 г. %.

В настоящее время многие виды рака поддаются излечению с высокой вероятностью успеха при условии их выявления на ранних стадиях и проведения надлежащей терапии. Около 30–50% раковых заболеваний поддаются профилактике при условии исключения факторов риска и осуществления ряда научно обоснованных стратегий профилактики и диагностики. Также, за счет раннего выявления рака и оказания пациентам надлежащего лечения и ухода можно снизить бремя онкологических заболеваний.

Согласно оценкам Счетной палаты Российской Федерации, доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях, должна составлять в 2021 г. 60,1%, 2022 г. – 61,2%, 2023 г. – 62,3%, 2024 г. – 63%. За девять месяцев текущего года онкология на ранних стадиях (0, I и II стадии) в среднем была выявлена у 41,4% российских пациентов, на поздних стадиях (III и IV стадии) – у 19,3%. Остальные 39,3% пациентов имеют диагноз «злокачественное новообразование», стадия которого не классифицирована. Также, по данным Счетной палаты Российской Федерации, за девять месяцев 2021 года стало больше пациентов, которым при первичной постановке диагноза вовсе не указывают стадию рака. Таких случаев больше, чем в среднем по стране. В девяти субъектах Российской Федерации доля пациентов с впервые выявленным раком без указания стадии превысила планку в 50%. Выявленные в регионах проблемы могут свидетельствовать о ненадлежащем проведении диспансеризации.

На протяжении десяти последних лет в Сахалинской области наблюдается стабильно высокий показатель смертности, превышающий среднероссийский показатель. Так, показатель заболеваемости злокачественными образованиями в 2020 году составил 489,5 случаев на 100 тыс. населения. Процент прироста заболеваемости злокачественными новообразованиями 2020 года к 2010 году составил 22,1%. Наибольшими показателями заболеваемости ЗНО на 100 000 (сто тысяч) населения остаются рак легкого, рак желудка, а также колоректальный рак.

В структуре заболеваемости среди женского населения в пятерке лидеров отмечается заболевания: рак молочной железы 91,5 на 100 тыс. населения, рак кожи 56,3 на 100 тыс. населения, рак ободочной кишки 46,7 на 100 тыс. населения, рак легкого 35,3 на 100 тыс. населения, рак шейка матки 34,5 на 100 тыс. населения.

В структуре заболеваемости среди мужского населения в пятерке лидеров отмечается заболевания: рак легкого 90,7 на 100 тыс. населения, рак предстательной железы 64,4 на 100 тыс. населения, рак кожи 33,5 на 100 тыс. населения, рак желудка 29,7 на 100 тыс. населения, рак ободочной кишки 26,3 на 100 тыс. населения.

Динамика количества пациентов, умерших от злокачественных новообразований и не состоящих на учете в онкологическом диспансере на 100 умерших в Сахалинской области в 2020 году по отношению к 2011 году незначительно снизилась и составила — 28,5%. В структуре умерших, не состоящих на учете, лидирующее место занимает злокачественные новообразования печени и внутрипеченочных протоков 11,9 на 100 умерших от ЗНО.

По сравнению с 2010 годом в 2020 году увеличение смертности (% прироста) в Сахалинской области на 8,17%. Наибольшие прирост показатели смертность на 100 000 населения от ЗНО среди 18 районов Сахалинской области за 10-летний период: Северо- Курильский 192,9%; Томаринский 95,3%; Невельский 76,45%; Поронайский 69,95%; Александровск-Сахалинский 65,17%.

Одной из главных причин такого высокого показателя смертности от онкологических заболеваний является обращение за медицинской помощью на поздних стадиях заболевания. Это свидетельствует о низкой посещаемости клиник пациентами, которые, во избежание риска заражения COVID-19, откладывали проведение первичного онкоскрининга.

В Южно-Сахалинске, как и в других субъектах Российской Федерации, показатели ранней выявляемости в наибольшей степени подверглись влиянию пандемии COVID-19. Поэтому стратегии, ориентированные на скрининг и обеспечение ранней диагностики, увеличивают количество положительных исходов за счет оказания помощи на раннем этапе заболевания и обеспечивают эффективное, менее дорогостоящее и сложное лечение рака. Привлечение здорового населения к скринингу, доступность центров для диагностики и унификация применяемых лабораторных технологий, возможность дистанционных консультаций и внедрение системы искусственного интеллекта – все это может гарантировать лучший результат по выявляемости ЗНО.

С 2016 года в Сахалинской области работает скрининговая программа по раннему выявлению четырем нозологиям злокачественным новообразованиям (гемокультест (иммунохроматографический тест) на скрытую кровь в кале с 50 лет; маммографический скрининг женщинам с 39 лет 1 раз в 2 года, с 45 лет ежегодно; цитологические исследования на АК женщинам с 18 лет; исследование серологического маркера на PSA мужчинам с 50 лет.

Учитывая вышеизложенное перечисленные методы по ранней постановке диагнозов, низкая эффективность скрининга зачастую обусловлена недостаточной квалификацией специалистов первичного звена здравоохранения в отношении интерпретации результатов скрининговых обследований. Обеспечение доступности инновационных методов лечения ЗНО напрямую связано с уровнем образования и профессиональной подготовки врачей, а также кадровым обеспечением онкологической службы. Устранение дефицита кадров в онкологической службе повысит эффективность оказания медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями.

Также основными факторами успеха при реализации скрининговых программ являются наличие нормативно-правовых документов, предписывающих проведение скринингов по стандартным методам тестирования, высокий охват населения и обеспеченность ресурсами для проведения программ (медицинский персонал и оборудование). Скрининг и раннее выявление злокачественных опухолей оказывают значительное влияние на шанс выздоровления, но без эффективного лечения результаты будут малоудовлетворительны даже на самых ранних стадиях.

Стоит отметить, что решение проблемы скрининга и ранней диагностики невозможно без обеспечения широкого взаимодействия с обществом, высокой осведомленности и мотивации населения, проведения среди населения информационно-просветительских мероприятий с обучением и разъяснением профилактических мер и основных факторов риска.

Для достижения цели по снижению смертности от ЗНО необходимо внедрение в медицинскую практику инновационных подходов в профилактике, диагностике и лечении онкологических заболеваний, которые позволят минимизировать риск прогрессирования онкологического заболевания, возврата болезни, развития метастатического процесса у пациента.

В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:

 

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

 

— проработать вопрос интеграции подхода сопутствующей/сопроводительной диагностики при оказании медицинской помощи с учетом Приказа Минздрава России от 24 апреля 2018 года N 186 «Об утверждении концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины» и финансовое обеспечение методов в рамках программы государственных гарантий;

— разработать методику комплексной оценки молекулярно-генетических тестов,

сопутствующих назначению лекарственных препаратов, включенных в перечни;

— рассмотреть возможность проведения одновременной оценки (ОТЗ) для принятия решения о финансировании таргетного лекарственного препарата и сопутствующего диагностического теста;

— рассмотреть вопрос о разработке и внедрении нормативно-правового обеспечения проведения комплексной оценки медицинских изделий и диагностических тестов;

рассмотреть возможность для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Онкология», заключения договоров с референс-центрами, предусматривающих оплату услуг в рамках межучережденческих расчетов;

— рассмотреть возможность централизации оплаты молекулярно-генетических исследований в референс-центрах аналогично оплате специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях;

— рассмотреть возможность регулярного внесения изменений в программы обучения и повышения квалификации медицинского персонала с учетом появления новых технологий лечения онкологических заболеваний;

 

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

 

— принять меры по укомплектованию врачами-онкологами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, в первую очередь центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) и первичных онкологических кабинетов (ПОК);

проработать механизмы контроля за рациональным использованием медицинского оборудования регионами, купленного за счет средств федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», и его эффективной загрузки больными с подозрением или подтвержденным диагнозом онкологического заболевания;

— при формировании территориальных Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи детализировать все виды молекулярно-генетических исследований для подбора таргетной терапии;

— принять меры по оснащению центров и отделений медицинской реабилитации в соответствии со стандартами оснащения (приказ Минздрава России от 31.07.2020 г. № 788);

— развивать систему реабилитации онкологических больных и меры оказания паллиативной помощи в системе онкологической службы;

— рассмотреть вопрос о проведении обучающих мероприятий для повышения «онконастороженности» медицинского персонала первичного звена, повышение квалификации врачей, оказывающих специализированную медицинскую помощь по профилю «онкология»;

— проводить среди населения информационные мероприятия, направленные на ведение здорового образа жизни.

 

 

Рекомендации

РЕШЕНИЕ

заседания Экспертного совета по здравоохранению

Комитета Совета Федерации по социальной политике на тему

«Инновационные подходы в профилактике, диагностике и лечении онкологических заболеваний. Развитие законодательства»

 

Москва 1 октября 2021 года

 

1 октября 2021 года в г. Южно-Сахалинске прошло выездное заседание Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Инновационные подходы в профилактике, диагностике и лечении онкологических заболеваний. Развитие законодательства».

В его работе приняли участие члены Комитета Совета Федерации по социальной политике, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций, представители средств массовой информации.

Заслушав и обсудив доклады и выступления, участники заседания констатировали.

Согласно опубликованным оценкам Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ), онкологические заболевания являются одной из основных причин смертности в мире. По данным ВОЗ в мире в 2020 года от онкологии умерло порядка 10 (десяти) миллионов человек. По уровню смертности Россия на 33 месте: 113,7 случая на 100 тысяч населения.

По данным Счетной палаты Российской Федерации за девять месяцев 2021 г. злокачественные новообразования выявили у 791 389 россиян, но в нескольких регионах доля пациентов, у которых онкология была обнаружена на поздней стадии, существенно превысила общероссийский показатель (19,3%).

Министерство юстиции Российской Федерации зарегистрировало Приказ Минздрава России от 19.02.2021 года № 116н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях», который вступает в силу с 1 января 2022 года. Согласно данному документу, медицинская помощь онкологическим больным будет оказываться по единым современным стандартам, вне зависимости от региона проживания пациента и поможет обеспечить преемственность терапии.

В настоящее время самым эффективным и высокоточным методом лечения злокачественных образований является персонализированный (таргетный) подбор терапии. При правильном подборе комбинации препаратов и разработке индивидуальной стратегии лечения становится возможным прогноз развития опухоли, подбор эффективного лечения, а также устранение резистентности к препаратам. Иммунотерапию можно включить в общее понятие таргетной терапии и одним из перспективных направлений в терапии онкологии является клеточная иммунотерапия, в том числе утвержденные FDA препараты CAR-T, ингибиторы контрольных точек иммунитета и цитокиновая терапия.

Эффективное использование таргетной терапии возможно только при условии проведения соответствующих молекулярно-генетических и иммуногистохимических исследований. В настоящее время отсутствуют рекомендации по установлению тарифов на молекулярно-генетические исследования на федеральном уровне.

Также широкое применение в диагностике и лечении злокачественных новообразований нашли методы ядерной медицины, в которых используют радиоактивные фармацевтические препараты. Отличительной особенностью методов ядерной медицины в диагностике заболеваний является их способность выявлять изменения в функционировании органов и тканей практически на клеточном уровне, что позволяет диагностировать социально-значимые заболевания на самых ранних стадиях с высокой точностью и максимальной безопасностью для пациента. Современными методами диагностики в ядерной медицине являются позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и однофотонная эмиссионная компьютерная томография (ОЭКТ). Ежегодно в мире выполняется около 40 млн. диагностических исследований и терапевтических вмешательств с использованием радиофармпрепаратов (далее — РФЛП), при этом ежегодно отмечается рост 5 % количества этих процедур. Активному внедрению методов ядерной медицины в практику здравоохранения Российской Федерации препятствует устаревшая материальная база, недостаточный объем и скудная номенклатура диагностических и особенно терапевтических РФЛП, выпускаемых в России.

С 2019 по 2024 года в рамках национального проекта «Здравоохранение» в России реализуется федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями». На реализацию данного проекта выделены значительные финансовые средства, в том числе 750 млрд. руб. на 2019–2024 гг. из федерального бюджета на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями. Цель данного проекта – снижение до 185 случаев на 100 000 человек смертности от новообразований, в том числе злокачественных. По данным Федеральной службы государственной статистики по итогам 2020 года этот показатель составлял 202 случая на 100 000 человек. Число умерших от злокачественных новообразований в России в 2020 году практически не изменилось по сравнению с предыдущим годом: 291 461 человек против 294 400 в 2019 году. На онкологию приходилось 13,6% от всех смертей в 2020 г. %.

В настоящее время многие виды рака поддаются излечению с высокой вероятностью успеха при условии их выявления на ранних стадиях и проведения надлежащей терапии. Около 30–50% раковых заболеваний поддаются профилактике при условии исключения факторов риска и осуществления ряда научно обоснованных стратегий профилактики и диагностики. Также, за счет раннего выявления рака и оказания пациентам надлежащего лечения и ухода можно снизить бремя онкологических заболеваний.

Согласно оценкам Счетной палаты Российской Федерации, доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях, должна составлять в 2021 г. 60,1%, 2022 г. – 61,2%, 2023 г. – 62,3%, 2024 г. – 63%. За девять месяцев текущего года онкология на ранних стадиях (0, I и II стадии) в среднем была выявлена у 41,4% российских пациентов, на поздних стадиях (III и IV стадии) – у 19,3%. Остальные 39,3% пациентов имеют диагноз «злокачественное новообразование», стадия которого не классифицирована. Также, по данным Счетной палаты Российской Федерации, за девять месяцев 2021 года стало больше пациентов, которым при первичной постановке диагноза вовсе не указывают стадию рака. Таких случаев больше, чем в среднем по стране. В девяти субъектах Российской Федерации доля пациентов с впервые выявленным раком без указания стадии превысила планку в 50%. Выявленные в регионах проблемы могут свидетельствовать о ненадлежащем проведении диспансеризации.

На протяжении десяти последних лет в Сахалинской области наблюдается стабильно высокий показатель смертности, превышающий среднероссийский показатель. Так, показатель заболеваемости злокачественными образованиями в 2020 году составил 489,5 случаев на 100 тыс. населения. Процент прироста заболеваемости злокачественными новообразованиями 2020 года к 2010 году составил 22,1%. Наибольшими показателями заболеваемости ЗНО на 100 000 (сто тысяч) населения остаются рак легкого, рак желудка, а также колоректальный рак.

В структуре заболеваемости среди женского населения в пятерке лидеров отмечается заболевания: рак молочной железы 91,5 на 100 тыс. населения, рак кожи 56,3 на 100 тыс. населения, рак ободочной кишки 46,7 на 100 тыс. населения, рак легкого 35,3 на 100 тыс. населения, рак шейка матки 34,5 на 100 тыс. населения.

В структуре заболеваемости среди мужского населения в пятерке лидеров отмечается заболевания: рак легкого 90,7 на 100 тыс. населения, рак предстательной железы 64,4 на 100 тыс. населения, рак кожи 33,5 на 100 тыс. населения, рак желудка 29,7 на 100 тыс. населения, рак ободочной кишки 26,3 на 100 тыс. населения.

Динамика количества пациентов, умерших от злокачественных новообразований и не состоящих на учете в онкологическом диспансере на 100 умерших в Сахалинской области в 2020 году по отношению к 2011 году незначительно снизилась и составила — 28,5%. В структуре умерших, не состоящих на учете, лидирующее место занимает злокачественные новообразования печени и внутрипеченочных протоков 11,9 на 100 умерших от ЗНО.

По сравнению с 2010 годом в 2020 году увеличение смертности (% прироста) в Сахалинской области на 8,17%. Наибольшие прирост показатели смертность на 100 000 населения от ЗНО среди 18 районов Сахалинской области за 10-летний период: Северо- Курильский 192,9%; Томаринский 95,3%; Невельский 76,45%; Поронайский 69,95%; Александровск-Сахалинский 65,17%.

Одной из главных причин такого высокого показателя смертности от онкологических заболеваний является обращение за медицинской помощью на поздних стадиях заболевания. Это свидетельствует о низкой посещаемости клиник пациентами, которые, во избежание риска заражения COVID-19, откладывали проведение первичного онкоскрининга.

В Южно-Сахалинске, как и в других субъектах Российской Федерации, показатели ранней выявляемости в наибольшей степени подверглись влиянию пандемии COVID-19. Поэтому стратегии, ориентированные на скрининг и обеспечение ранней диагностики, увеличивают количество положительных исходов за счет оказания помощи на раннем этапе заболевания и обеспечивают эффективное, менее дорогостоящее и сложное лечение рака. Привлечение здорового населения к скринингу, доступность центров для диагностики и унификация применяемых лабораторных технологий, возможность дистанционных консультаций и внедрение системы искусственного интеллекта – все это может гарантировать лучший результат по выявляемости ЗНО.

С 2016 года в Сахалинской области работает скрининговая программа по раннему выявлению четырем нозологиям злокачественным новообразованиям (гемокультест (иммунохроматографический тест) на скрытую кровь в кале с 50 лет; маммографический скрининг женщинам с 39 лет 1 раз в 2 года, с 45 лет ежегодно; цитологические исследования на АК женщинам с 18 лет; исследование серологического маркера на PSA мужчинам с 50 лет.

Учитывая вышеизложенное перечисленные методы по ранней постановке диагнозов, низкая эффективность скрининга зачастую обусловлена недостаточной квалификацией специалистов первичного звена здравоохранения в отношении интерпретации результатов скрининговых обследований. Обеспечение доступности инновационных методов лечения ЗНО напрямую связано с уровнем образования и профессиональной подготовки врачей, а также кадровым обеспечением онкологической службы. Устранение дефицита кадров в онкологической службе повысит эффективность оказания медицинской помощи больным злокачественными новообразованиями.

Также основными факторами успеха при реализации скрининговых программ являются наличие нормативно-правовых документов, предписывающих проведение скринингов по стандартным методам тестирования, высокий охват населения и обеспеченность ресурсами для проведения программ (медицинский персонал и оборудование). Скрининг и раннее выявление злокачественных опухолей оказывают значительное влияние на шанс выздоровления, но без эффективного лечения результаты будут малоудовлетворительны даже на самых ранних стадиях.

Стоит отметить, что решение проблемы скрининга и ранней диагностики невозможно без обеспечения широкого взаимодействия с обществом, высокой осведомленности и мотивации населения, проведения среди населения информационно-просветительских мероприятий с обучением и разъяснением профилактических мер и основных факторов риска.

Для достижения цели по снижению смертности от ЗНО необходимо внедрение в медицинскую практику инновационных подходов в профилактике, диагностике и лечении онкологических заболеваний, которые позволят минимизировать риск прогрессирования онкологического заболевания, возврата болезни, развития метастатического процесса у пациента.

В целях решения вышеуказанных проблем участники заседания предлагают:

 

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

 

— проработать вопрос интеграции подхода сопутствующей/сопроводительной диагностики при оказании медицинской помощи с учетом Приказа Минздрава России от 24 апреля 2018 года N 186 «Об утверждении концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины» и финансовое обеспечение методов в рамках программы государственных гарантий;

— разработать методику комплексной оценки молекулярно-генетических тестов,

сопутствующих назначению лекарственных препаратов, включенных в перечни;

— рассмотреть возможность проведения одновременной оценки (ОТЗ) для принятия решения о финансировании таргетного лекарственного препарата и сопутствующего диагностического теста;

— рассмотреть вопрос о разработке и внедрении нормативно-правового обеспечения проведения комплексной оценки медицинских изделий и диагностических тестов;

рассмотреть возможность для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю «Онкология», заключения договоров с референс-центрами, предусматривающих оплату услуг в рамках межучережденческих расчетов;

— рассмотреть возможность централизации оплаты молекулярно-генетических исследований в референс-центрах аналогично оплате специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях;

— рассмотреть возможность регулярного внесения изменений в программы обучения и повышения квалификации медицинского персонала с учетом появления новых технологий лечения онкологических заболеваний;

 

2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

 

— принять меры по укомплектованию врачами-онкологами медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам с онкологическими заболеваниями, в первую очередь центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) и первичных онкологических кабинетов (ПОК);

проработать механизмы контроля за рациональным использованием медицинского оборудования регионами, купленного за счет средств федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями», и его эффективной загрузки больными с подозрением или подтвержденным диагнозом онкологического заболевания;

— при формировании территориальных Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи детализировать все виды молекулярно-генетических исследований для подбора таргетной терапии;

— принять меры по оснащению центров и отделений медицинской реабилитации в соответствии со стандартами оснащения (приказ Минздрава России от 31.07.2020 г. № 788);

— развивать систему реабилитации онкологических больных и меры оказания паллиативной помощи в системе онкологической службы;

— рассмотреть вопрос о проведении обучающих мероприятий для повышения «онконастороженности» медицинского персонала первичного звена, повышение квалификации врачей, оказывающих специализированную медицинскую помощь по профилю «онкология»;

— проводить среди населения информационные мероприятия, направленные на ведение здорового образа жизни.