Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению

28 мая 2015 года в г. Владивостоке прошло заседание экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Модернизация Национального календаря профилактических прививок».

В его работе приняли участие заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Л.В. Козлова, вице-губернатор Приморского края П.Ю. Серебряков, члены экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций, представители средств массовой информации.

Заслушав и обсудив доклады и выступления о модернизации календаря иммунопрофилактики, члены экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и участники заседания констатировали:

Вакцинопрофилактика – один из главных методов предотвращения сложных заболеваний эпидемического характера. Благодаря такой профилактике появилась возможность избежать многих заболеваний, которые угрожают жизни человека. На сегодняшний день в РФ достигнуты существенные успехи в области контроля управляемых инфекций. За последние годы не было зарегистрировано ни одного случая заболевания полиомиелитом, вызванного диким штаммом вируса. Достигнута низкая заболеваемость «старыми» управляемыми инфекциями (дифтерия, коклюш). Удается контролировать и снижать заболеваемость туберкулезом у детей в возрасте от 0 до 14 лет. Взяты под контроль и другие тяжелые инфекции, обуславливающие высокую заболеваемость и смертность, в первую очередь, в детском возрасте.

Система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок проводится в России с 1998 года на основании Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

В Российской Федерации действует Национальный календарь профилактических прививок (НКПП), утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 г. № 125н«О национальном календаре профилактических прививок и календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям». Проводятся прививки против 12 инфекций: гепатита В, туберкулеза, дифтерии, столбняка, коклюша, гемофильной инфекции (для группы риска), кори, краснухи, эпидемического паротита, полиомиелита, гриппа и пневмококковой инфекции.

Следует отметить, что НКПП сегодня защищает от меньшего числа инфекций, чем календари экономически развитых стран и календарь, рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) для всех стран вне зависимости от их экономического развития. Например, до сих пор не включена массовая вакцинация детей первых лет жизни от таких инфекций, как гемофильная типа b (Hib), менингококковая, ротавирусная, ветряная оспа, гепатит А, папилломовирусная.

Вместе с тем, увеличение числа применяемых вакцин приводит к росту количества инъекций: так, до 18 месячного возраста ребенок должен получить 20 инъекций, и многие из них вводят одновременно. Включение новых вакцин сделает это число чрезмерным и неизбежно ставит вопрос о переходе на иммунизацию комбинированными вакцинами против 5-ти и более инфекций в одной инъекции.

В связи с этим, на сегодняшний день в РФ особое значение приобретает разработка и внедрение в практику здравоохранения комбинированных вакцин, содержащих в своем составе 5- ти и более компонентов, что позволит значительно сократить инъекционную нагрузку на детей младшего возраста и снизить нагрузку на медицинский персонал. При этом использование комбинированных вакцин, содержащих в своем составе полиомиелитный (ИПВ) и Hib компоненты, не требует изменения законодательства и рекомендованного сегодня графика вакцинации в рамках НКПП.

Одной из актуальных проблем модернизации календаря прививок является полный переход на инактивированную полиомиелитную вакцину (ИПВ) для вакцинации и ревакцинации детей первых лет жизни. Проведение первых двух прививок инактивированной вакциной в календаре последних лет позволило снизить число осложнений, связанных с живой оральной вакциной (ОПВ). Однако, наличие третьей прививки и ревакцинаций с использованием ОПВ сохраняет риск развития случаев вакцино-ассоциированного паралитического полиомиелита (ВАПП) у контактных непривитых детей и поддерживает механизм формирования вакцино-родственных штаммов, которые, как показал мировой опыт, также вызывают вспышки паралитических заболеваний полиомиелитом. Согласно глобальному плану ликвидации полиомиелита ВОЗ, предполагающего прекращение использования ОПВ к 2019 году, ведущие российские эксперты рекомендуют расширить применение ИПВ в рамках НКПП. В 2015 – 2016 годах рекомендовано введение в календарь профилактических прививок ИПВ в качестве 3-й вакцинации и 1-й ревакцинации, что позволит сократить риск возникновения полиомиелита, ассоциированного с применением ОПВ.

До настоящего времени Россия остается в числе немногих стран, которые не ввели массовую вакцинацию детей первого года жизни против Hib-инфекции. Тем не менее, в России Hib занимает лидирующую позицию в инфекционной детской заболеваемости и смертности. C Hib связаны тяжелые инвазивные инфекции, прежде всего менингиты, эпиглоттиты, а также тяжелые пневмонии. В большинстве регионов РФ в структуре возбудителей гнойного бактериального менингита Hib занимает 2-е ранговое место. До 40% эпиглоттитов вызывает Hib, причем большинство бактериемическихэпиглоттитовассоциированы с Hib. Единственным способом профилактики Hib инфекции является вакцинация.

Государством и экспертным сообществом проводится последовательная политика в области модернизации Национального календаря профилактических прививок. При экспертном совете по здравоохранению Комитета Совета Федерации по социальной политике функционирует рабочая группа по совершенствованию Национального календаря профилактических прививок, в рамках которой ведется работа по поиску путей оптимизации Национального календаря прививок. Рабочей группой были организованы серии выездных мероприятий в субъектах Российской Федерации, целью которых был обмен опытом в оптимизации региональных календарей профилактических прививок. Также была проведена исследовательская работа по оценке приоритетности мер, реализуемых для модернизации Национального календаря прививок. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что наиболее важной мерой модернизации Национального календаря прививок является его обеспечение комбинированными вакцинами против 5-ть и более инфекций. В результате деятельности рабочей группы была признана необходимость расширения Национального календаря профилактических прививок на ближайшие годы, а также оптимизации системы вакцинопрофилактики за счет снижения инъекционной нагрузки на детей путем использования комбинированных вакцин.

В Приморской крае мероприятия по борьбе с инфекционными заболеваниями осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и другими нормативными правовыми актами в области здравоохранения. По данным Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю на территории края регистрируется высокий уровень заболеваемости вакциноуправляемыми инфекционными заболеваниями, не входящими в национальный календарь обязательных профилактических прививок, финансируемых за счет федерального бюджета, иммунизация против которых входит в национальный календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, что приводит к значительным экономическим потерям.

Ветряная оспа остается одним из самых распространенных инфекционных заболеваний. В Приморском крае уровень заболеваемости регистрируется на высоком уровне. По данным Управления Роспотребнадзора, в 2014 году зарегистрировано 12208 случаев заболеваний (691,8 на 100тыс. населения превысил уровень 2013 г. на 6,7%, среднемноголетний на 15% и уровень Российской Федерации на 7%). По данным ретроспективного анализа заболеваемости в Приморском крае в 2014г. отмечался рост заболеваемости вирусным гепатитом А на 10% (5,27 на 100 тыс. населения против 4,9 в 2013 г.). В 2014г. в Приморском крае было зарегистрировано 2385 случая ротавирусной инфекции (РВИ). Показатель заболеваемости (135,2 на 100 тыс.) был выше среднемноголетнего уровня на 71% и выше показателя заболеваемости 2013г. на 27,3% выше уровня Российской Федерации. В Приморском крае ротавирусы являются этиологической причиной большинства множественных очагов инфекции. Вся территория Приморского края является высоко эндемичной по заболеваемости клещевым энцефалитом. Следует учесть особенности клинического течения заболевания клещевым энцефалитом у пациентов Приморского края — для них характерно тяжелое течение заболевания.

В связи с этим возникает необходимость разработки и важности принятия Регионального календаря профилактических прививок Приморского края с расширенным перечнем инфекционных болезней, профилактические прививки против которых следует включить в региональный календарь.

В России в последнее время сформировалось негативное отношение к вакцинации не только у части населения, но и у ряда врачей разных специальностей, в том числе педиатров. Изменения показателей здоровья детей первого года жизни по ряду причин, в том числе за счет выхаживания детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела, приводит к неоправданно широким противопоказаниям к вакцинации и, как следствие, к уменьшению охвата детей прививками и снижению уровня коллективного иммунитета.

Снижению приверженности иммунизации в значительной степени способствовали:

  • слабо поставленная информационная работа среди населения, отсутствие социальной рекламы в защиту иммунизации и необъективное освещение проблем вакцинопрофилактики в средствах массовой информации.
  • отсутствие единой программы подготовки медицинских работников разных специальностей и уровней по вакцинопрофилактике, на этапе до и последипломного образования.

В данной ситуации система мероприятий должна быть направлена на решение конкретных задач, взаимоувязанных и скоординированных на всех стадиях решения проблемы вакцинопрофилактики. Для этого требуется разработка и проведение единой государственной политики, направленной на улучшение вакцинопрофилактики. Необходимо разработать систему мероприятий по работе с населением для повышения знаний в области вакцинопрофилактики, а также по работе со средствами массовой информации.

Таким образом, модернизация Национального календаря прививок в Российской Федерации должна быть направлена на расширение перечня инфекционных болезней, профилактические прививки против которых следует включить в календарь, совершенствование существующих вакцин, широкое внедрение в педиатрическую практику многокомпонентных комбинированных вакцин, формирование календарей для населения разного возраста и разного состояния здоровья.

Вся система мероприятий по вакцинопрофилактике должна быть направлена на создание единой информационной сети по вакцинопрофилактике в регионах и в целом в стране (с базой данных о контингентах, привитости, нежелательных явлениях); совершенствование законодательной базы вакцинопрофилактики; на решение вопросов развития региональных программ иммунизации; развития системы информирования населения, а также обучения медицинских работников.

Обсудив вопросы модернизации Национального календаря прививок, экспертный совет по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и участники заседания вынесли предложения:

1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

  • Разработать в установленном порядке план расширения Национального календаря профилактических прививок на ближайшие годы (2015–2025 гг.) с учетом иммунизации против инфекций, имеющих значение для отечественного здравоохранения и рассмотреть возможность внесения изменений в Федеральный Закон от 17.09.1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике» в части расширения Национального календаря профилактических прививок;
  • Рассмотреть вопрос об обеспечении Национального календаря профилактических прививок 5–6 компонентными комбинированными вакцинами;
  • Рассмотреть вопрос о заключении долгосрочных государственных контрактов на закупки вакцин в рамках Национального календаря профилактических;
  • Рассмотреть вопрос о возможности проведения прививок по месту учебы и работы (перенаправление финансовых средств);
  • Рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в действующее законодательство об ответственности СМИ и лиц в т. ч. медицинских работников за проведение антивакцинальной пропаганды;
  • Повысить информированность населения о значении и необходимости вакцинопрофилактики, снижении заболеваемости вакциноуправляемых инфекций, уменьшении частоты осложнений при их возникновении и повышении уровня здоровья населения.

2. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения:

  • Включить в информационную базу данные о проведенных профилактических мероприятиях;
  • Проводить дальнейшую работу по совершенствованию системы контроля над уровнем охвата населения профилактическими прививками;
  • Рассмотреть вопрос о повышении информированности населения о возможности профилактики инфекций, управляемых вакцинацией и объективном освещении проблем вакцинопрофилактики в средствах массовой информации;

3. Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения:

  • Принять меры по усилению контроля над обращением и качеством иммунобиологических лекарственных препаратов, обратив особое внимание на контроль качества вакцин;
  • Принять меры по усилению контроля за лечебно-профилактическими учреждениями, осуществляющими вакцинацию в рамках Национального календаря профилактических прививок;
  • Провести анализ поствакцинальных осложнений в зависимости от причины их возникновения.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:

  • Представить информацию о производстве вакцин, необходимых для расширения Национального календаря профилактических прививок, включая комбинированные, с целью определения необходимых мер поддержки для ускоренного появления их на фармацевтическом рынке (сохраняя высокое качество);
  • Рассмотреть вопрос об организации производства на базах имеющихся фармацевтических предприятий при условии переноса в страну полного цикла зарубежных технологий;
  • Усилить контроль за приобретением высокотехнологического оборудования, для культивирования производственных штаммов, выделения и очистки антигенов с целью усовершенствования потребительских свойств производимых вакцин;
  • Обеспечить скорейшее внедрение стандартов GMP на предприятиях, производящих иммунобиологические препараты;
  • Разработать стратегию по строительству и реконструкции, техническому перевооружению отечественного производства медицинских иммунобиологических препаратов.

5. Министерству образования и науки Российской Федерации:

  • Принять меры по подготовке специалистов высшего и среднего звена для производства иммунобиологических препаратов в соответствии со стандартами GMP.

6. Исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:

  • Разработать и утвердить в установленном порядке Региональные программы «Вакцинопрофилактика» на ближайшие годы (2015–2025 гг.), предусмотрев иммунизацию против инфекций, имеющих специфическое значение для каждого региона РФ;
  • Рассмотреть возможность внедрения 5–6 компонентных комбинированных вакцин для снижения инъекционной нагрузки в педиатрической практике;
  • Рассмотреть вопрос о разработке единого программного средства по вопросам иммунизации, начиная от муниципального до регионального уровня (поэтапно);
  • Принять меры по улучшению подготовки кадров по вопросам вакцинопрофилактики;
  • Осуществлять постоянный мониторинг по обеспечению постоянного ведения информационной базы данных о проведенных профилактических мероприятиях;
  • В целях пропаганды здорового образа жизни и профилактики инфекционных заболеваний среди населения привлечь к работе над популяризацией вакцинопрофилактики общественные организации, средства массовой информации (специализированные и неспециализированные интернет-ресурсы, интернет-форумы, телевидение).