Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по туризму

В Комитете Совета Федерации по социальной политике прошло заседание экспертного совета по туризму на тему: «О доступности транспортных услуг в целях развития внутреннего туризма в РФ (воздушный, железнодорожный, внутренний водный транспорт).

Заседание провел заместитель председателя Комитета СФ Игорь Чернышев. В мероприятии приняли участие руководители Министерства транспорта РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Министерства культуры РФ, Федеральной службы по тарифам, Федерального агентства по туризму, а также органов управления по туризму субъектов РФ, общественных организаций, турбизнеса, авиакомпаний.

Участники заседания сошлись во мнении, что главный сдерживающий фактор развития внутреннего туризма — это дорогостоящие перевозки. Государственное субсидирование перевозок на все виды транспорта парламентарии считают одним из основных способов развития внутреннего туризма. Кроме того, сенаторы предложили ввести понятие «социально обоснованный тариф, который будет рассчитываться, исходя из заработной платы и от уровня достатка граждан.

Участники дискуссии пришли к выводу, что для поиска системного решения по обеспечению туристического, экономического и миграционного процесса внутри страны необходимо продолжать разговор на эту тему на экспертных площадках.

По итогам заседания с учетом представленных предложений будет разработан проект рекомендаций.

В мероприятии приняли участие члены Комитета СФ по социальной политике Елена Бибикова, Юлия Вепринцева, Татьяна Лебедева, Мерген Ооржак, заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Михаил Пономарев, члены Совета Федерации Михаил Щетинин и Владимир Полетаев.

Рекомендации

(с участием Комитета Совета Федерации по экономической политике)

Участники заседания Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике отмечают актуальность рассмотренных проблем и высокую значимость мероприятий, направленных на повышение доступности транспортных услуг в целях развития внутреннего туризма в Российской Федерации.

Транспортные расходы в стоимости туристского пакета для большинства граждан нашей страны составляют от 30 до 70%. По мнению экспертов, для того чтобы туристская поездка пользовалась спросом, перевозка должна составлять не более 30% от цены тура. В этой связи транспорт рассматривается как активный фактор формирования конкурентоспособности туристских услуг на российском и международном туристском рынке.

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года[1] (далее – Транспортная стратегия) стоимость перевозок в пассажирском сообщении определяет доступность транспортных услуг и уровень транспортной подвижности (мобильности) населения. Повышение мобильности имеет не только социальное, но и экономическое значение.

В Транспортной стратегии отмечается, что подвижность населения России (порядка 6,3 тыс. пасс.-км в год) в 4 с лишним раза меньше, чем в развитых странах с обширной территорией (США, Канаде и Австралии), и примерно в 3 раза меньше, чем в странах Западной Европы.

В Российской Федерации из 146 миллионов населения страны в 2014 году по данным Ростуризма путешествовали по России 41,5 миллионов (28%), за пределы Российской Федерации с целью туризма выехало около 18 миллионов (12%) граждан. Таким образом, большинство населения страны (60%) не путешествует. По данным опросов ВЦИОМ в 2015 году 40% россиян лето планирует провести дома. Главным сдерживающим фактором остается нехватка денежных средств у населения.

Если сравнивать эти показатели с другими государствами мира, то в Германии, Японии и ряде других стран, путешествуют до 80 % населения.

В соответствии с Транспортной стратегией одной из целей развития транспортной системы России на период до 2030 года является обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами. Государственная политика в области обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения предполагает закрепление минимальных социальных транспортных стандартов на законодательном уровне и использование механизмов компенсации потерь в доходах транспортных компаний, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на пассажирские перевозки. Предусматривается обеспечить разработку и выполнение программы реализации минимальных социальных транспортных стандартов на всей территории страны.

По данным Министерства транспорта Российской Федерации в части воздушного транспорта в целях обеспечения доступности и развития авиаперевозок реализуются 5 программ государственной поддержки через субсидирование перевозок:

1) из федерального бюджета в целях обеспечения доступности авиаперевозок пассажиров с Дальнего Востока, Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении для граждан Российской Федерации до 23 лет, женщин свыше 55 лет и мужчин в возрасте свыше 60 лет, инвалидов 1 группы и сопровождающих их лиц, реализуется с 2009 г. ежегодно с 1 апреля по 31 октября [2];

2) из федерального бюджета для пассажиров из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении, реализуемая с 2013 г. ежегодно с 15 мая по 15 октября[3];

3) из федерального бюджета в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении действует с 2014 года ежегодно с 1 июня по 31 октября[4].

4) из федерального и региональных бюджетов в Приволжском федеральном округе действует в 2014 - 2016 годах [5];

5) из федерального и региональных бюджетов на территории Российской Федерации с целью формирования региональной маршрутной сети действует в 2014 - 2016 годах[6];

Участники заседания отметили, что положительный эффект получен от субсидирования 50% стоимости авиационных пассажирских перевозок для жителей Дальнего Востока, Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении с 1 апреля по 31 октября в 2009-2014 гг. Кроме того, с пассажирами указанных категорий часто путешествуют граждане, не имеющие соответствующих льгот.

Важную роль в развитии туризма в Крыму сыграло принятие программы субсидирования 50% стоимости авиационных пассажирских перевозок в г. Симферополь.

Однако, в зимний период гораздо ниже стоимость путевок по различным туристским направлениям страны, в том числе в санаторно-курортные учреждения юга России. Расширение времени для авиаперевозок, категорий населения и маршрутов, которые субсидируются государством, позволит увеличить возможности для путешествий российских граждан Сибири, Дальнего Востока, Калининграда, а также поддержать работающую круглогодично курортно-туристскую инфраструктуру российских курортов и туристских центров в период низкой загрузки, что будет способствовать повышению занятости населения, решению проблем сезонности, развитию территорий и социального туризма в стране.

Участники заседания отметили также важность принятия Федерального закона от 6 апреля 2015 N 83-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении". Он предусматривает уменьшение налоговой ставки на добавленную стоимость с 18 до 10 процентов при реализации услуг по внутренним перевозкам пассажиров и багажа с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2017 года. Однако, ряд субъектов Российской Федерации, направивших свои предложения, предлагает уменьшить указанную налоговую ставку до 0 процентов.

В части железнодорожного транспорта Минтранс России проинформировал, что в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" утверждена подпрограмма "Магистральный железнодорожный транспорт"[7], одной из целей которой является повышение доступности услуг железнодорожного транспорта. Для этого из федерального бюджета выделяются средства на компенсацию потерь в доходах при перевозке пассажиров из (в) Калининградскую область и обратно, а также предоставление субсидий при перевозке пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, в том числе учащихся старше 10 лет.

По информации Минтранса России с 1 января 2015 года приказом Федеральной службы по тарифам от 5 декабря 2014 года № 280-т/1 тарифы на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах увеличены на 10 процентов к уровню тарифов на 2014 год, а также установлены дифференцированные по календарным периодам 2015 года индексы изменения тарифов.

В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 92-т/5 в целях доступности перевозок пассажиров с 1 января 2003 года установлен пониженный тариф на перевозки пассажиров в плацкартных и купейных вагонах в поездах дальнего следования при проезде из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации до уровня стоимости проезда на аналогичные расстояния по внутригосударственному тарифу. При этом потери в доходах от выравнивания тарифа при перевозке пассажиров по указанным направлениям компенсируются субсидиями из федерального бюджета[8].

Участники заседания отметили необходимость совершенствования государственного регулирования и форм государственной поддержки при осуществлении социально значимых железнодорожных перевозок в части детского туризма, а также введения в нормативно-правовую базу таких понятий, как "туристская перевозка" и "туристский поезд".

Для морского и речного транспорта необходимо дальнейшее совершенствование государственного регулирования и форм государственной поддержки при осуществлении социально значимых перевозок, строительства пассажирского флота и развития береговой инфраструктуры для обслуживания пассажиров.

По информации Минтранса России из-за естественного снижения глубины на внутренних водных путях снижается стабильность навигационного периода. Вопрос устранения лимитирующих участков на внутренних водных путях Российской Федерации решается в рамках реализации подпрограммы "Внутренний водный транспорт" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)".

Другая проблема речной отрасли – высокий средний возраст судов при низких темпах обновления. По состоянию на февраль 2015 года на классификационном учете ФАУ "Российский речной регистр" состоит 1397 единиц пассажирского флота. Средний возраст пассажирского флота – 34 года, возраст туристических судов еще выше – более 40 лет.

Федеральным законом от 07.11.2011 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства" созданы условия, в том числе предусмотрены льготы для эффективного развития отечественной судостроительной промышленности и судоходства. Реализуется программа субсидирования отечественного судостроения[9].

Однако, была отмечена необходимость дальнейшего стимулирования строительства новых современных судов, развития береговой инфраструктуры, снижения портовых сборов, создания круизных туров и паромных линий в Азово-Черноморском регионе, разработки мер повышения ценовой доступности круизного туризма для российских граждан на внутренних водных путях Российской Федерации.

 Учитывая изложенное, участники заседания Экспертного совета по туризму рекомендуют:

       

        1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

        - ускорить рассмотрение и принятие проекта федерального закона № 412831-6 "О внесении изменений в статью 2511 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" с целью упрощения визового режима для граждан отдельных иностранных государств, прибывающих в Российскую Федерацию на спортивных парусных и прогулочных судах.

       

        2. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам:

        - продолжить работу по повышению доступности транспортных услуг в целях развития внутреннего туризма в Российской Федерации;

        - ускорить разработку финансово-экономической и расчетной модели, а также программы реализации социальных транспортных стандартов;

        - разработать меры по повышению эффективности государственной тарифной политики в сфере оказания транспортных услуг.

 

        3. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством Российской Федерации по делам Крыма, Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерством Российской Федерации по делам Северного Кавказа, заинтересованными субъектами Российской Федерации, в том числе Южного федерального округа:

        - рассмотреть вопрос о расширении программ государственной поддержки субсидирования авиаперевозок для граждан Российской Федерации с Дальнего Востока, Сибири, Калининграда в европейскую часть страны, в г. Симферополь и в обратном направлении в части перечня маршрутов, периода действия до круглогодичных, категории граждан;

        - рассмотреть возможность расширения программы государственной поддержки субсидирования организациям воздушного транспорта с целью формирования региональной маршрутной сети на территории Российской Федерации.

 

        4. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, ООО "Российские железные дороги":

        - рассмотреть  вопрос о введении в законодательство понятия «туристская перевозка» и «туристский поезд» с целью разработки механизма субсидирования туристских перевозок;

        - рассмотреть возможность установления льготного тарифа на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта при назначении детских поездов либо введения 50-процентной скидки за проезд групп школьников в плацкартных вагонах в летний период с одновременным формированием соответствующего механизма субсидирования детских перевозок.

 

5. Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, заинтересованными субъектами Российской Федерации:

        - продолжить работу по развитию круизного и яхтенного туризма на внутренних водных путях Российской Федерации, включая строительство, реконструкцию и модернизацию соответствующей инфраструктуры.

 

        6. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по туризму, заинтересованными субъектами Российской Федерации, авиакомпаниями, туристскими компаниями:

        - рассмотреть вопрос о создании в Российской Федерации системы Аэропассов (AirPass) для иностранных граждан (туристов), позволяющей осуществлять авиаперевозки по фиксированным минимальным ценам, с учетом международного опыта.

 



[1] Утверждена в новой редакции распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 1032-р "О внесении изменений в Транспортную стратегию Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р"

[2] Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1095 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении".

[3] Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1321 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении"

[4] Постановление Правительства РФ от 29.04.2014 N 388 "О предоставлении из федерального бюджета субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров в г. Симферополь и в обратном направлении".

[5] Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1168 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе".

[6] Постановление Правительства РФ от 25.12.2013 N 1242 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации".

[7] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 319 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".

[8] Постановление Правительства РФ от 21.12.2007 N 916 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации".

[9] Постановление Правительства РФ от 22.05.2008 N 383 (ред. от 25.02.2014) "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароходствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в 2008 - 2014 годах на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2008 - 2014 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов".