Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по здравоохранению

5 июня 2015 года в г. Москве в Инновационном Центре «Сколково» прошло выездное заседание экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Вопросы повышения эффективности медицинской науки в Российской Федерации».

В его работе приняли участие член Комитета Совета Федерации по социальной политике В.И. Круглый, члены экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители федеральных органов исполнительной власти, руководители региональных органов управления здравоохранением, представители научно-медицинского сообщества, а также представители средств массовой информации.

Заслушав и обсудив доклады и выступления члены экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике и участники заседания констатировали:

По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации на сегодняшний день Россия находится на 4-ом месте в мире по общему числу ученых (после Китая, США и Японии). По уровню финансирования науки наша страна занимает 9-е место. При этом по числу научных публикаций Россия находится только на 15–18-ом месте, а по уровню цитирования не попадает в «двадцатку» лидеров. По рейтингу публикационной активности в области медицины Россия занимает 58 место.

Государство не оставляет без внимания вопрос повышения эффективности медицинской науки. Президент Российской Федерации в своих «майских указах» определил развитие медицинской науки как одно из самых приоритетных направлений государственной политики в области науки и образования.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2580-р была утверждена «Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года», разработанная Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с профессиональным научным сообществом. Утверждение Стратегии стало необходимым для максимизации эффективности отечественной медицинской науки и преодоления негативных тенденций в ее развитии.

Основной целью Стратегии является развитие медицинской науки, ориентированное на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья населения, на основе трансфера инновационных технологий в практическое здравоохранение.

Соответственно, ключевыми задачами, направленными на реализацию данной цели, являются развитие инноваций, их вывод на рынок и защита прав на их использование, создание спроса на инновационную продукцию и ее внедрение в практическую медицину. Также отмечается важность создания системы экспертизы приоритетных направлений науки, повышения результативности фундаментальных исследований и развития мотивации научных сотрудников.

Одной из главных причин невысокой эффективности отечественной биомедицинской науки является ее разобщенность, которая заключается, с одной стороны, в отсутствии единых приоритетов, с другой — во множественном тиражировании узконаправленных и локальных лабораторных работ и повторении одних и тех же исследований. Иными словами, отсутствуют единые приоритеты.

К 2025 году реализация Стратегии должна привести к двукратному увеличению доли российских публикаций, разработке 20 инновационных препаратов, доведенных до стадии клинических исследований, а также к созданию не менее трех биомедицинских клеточных продуктов. Разработчики Стратегии уверены, что доля ученых в возрасте до 39 лет за это время вырастет с 25% до 33%. Число международных патентов, выданных россиянам, увеличится с 1 до 24. Также необходимость увеличения доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science) до 2,44 процента была отмечена Президентом Российской Федерации в «майских указах».

Из‑за низкого уровня заработной платы весьма низок рейтинг науки в молодежной среде. Профессия ученого престижна в оценках только у 9% жителей Российской Федерации. В то же время в США, по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности в глазах жителей, профессия ученого была самой престижной – 51% населения назвали эту профессию в высшей степени престижной, 25% – весьма престижной и 20% – престижной. Помимо слабого материального стимулирования труда и низкого престижа профессии, молодых ученых также отталкивают ограниченные возможности профессионального и карьерного роста, слабая экспериментальная и материально-техническая база, ограниченный доступ к современной научной информации, к базам знаний и современным инструментам поиска научной информации, низкая востребованность результатов научной деятельности.

По общему числу ученых Россия занимает лидирующее положение и находится на 4-м месте после Китая, США и Японии. При этом число молодых ученых не превышает 25 процентов. Именно поэтому стратегической задачей развития медицинской науки является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранение преемственности поколений, выявление талантливой молодежи на всех этапах обучения, обеспечение развития научных школ и сохранение накопленного потенциала.

Также стоит отметить неравномерность развития разных областей медицинской науки. Например, в областях инфекционной патологии, микробиологии, вирусологии Россия не утратила пионерских позиций, имеет абсолютные компетенции по всему спектру фундаментальных прикладных исследований. У российской медицинской науки наиболее высокие шансы решить такие проблемы, как лекарственная устойчивость, антибиотикорезистентность, внутрибольничные инфекции. В то же время заметное отставание наблюдается в области онкологии, в частности, в вопросах фундаментальных исследований канцерогенеза, изучения механизмов иммунного ответа, а также в разработках технологии массового скрининга.

В последние годы в биомедицинской промышленности наметился взрывной рост производства препаратов, предназначенных для лечения как острых, так и хронических заболеваний. Это обусловлено появлением сразу двух диаметрально противоположных рынков и потребителей биомедицинских продуктов: рынок средств для лечения хронических заболеваний, обслуживающий более обеспеченных пациентов, и рынок средств для лечения острых заболеваний, потребителями которых является в первую очередь малообеспеченное население развивающихся стран. Первый рынок будет постоянно и последовательно расти за счет высокообразованного, стареющего населения, подверженного возрастным хроническим заболеваниям и готового заплатить за сохранение своего образа жизни. Эта часть населения становится опорой для возникновения в ближайшем будущем рынка трех «П» — предсказательной, профилактической и персонализированной медицины.

Для прорывного прогресса в области биомедицины, достижения уровня ведущих стран российскому здравоохранению необходимо продолжить совершенствование независимой экспертизы, развитие единой инновационной среды и формирование инновационной инфраструктуры, а также обеспечение организованного спроса со стороны здравоохранения на инновации.

В целях решения вышеуказанных проблем, участники заседания предлагают:

1. Правительству Российской Федерации:

  • Оптимизировать правовое регулирование науки в Российской Федерации в аспектах терминологии и согласованности документов друг с другом и российскими и международными классификациями;
  • Рассмотреть вопрос о создании фонда грантовой поддержки биомедицинских исследований в медицинских и фармацевтических вузах Российской Федерации;
  • Разработать механизмы долгосрочных государственных гарантий закупок инновационных продуктов с использованием особого механизма в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
  • Рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в действующее законодательство для создания условий работы в российских научных учреждениях иностранных ученых;

  • Рассмотреть вопрос о создании Правительственной комиссии по биомедецинской науке;
  •  Разработать комплексную программу развития биомедицинской науки;

2. Министерству здравоохранения Российской Федерации:

  • Рассмотреть вопрос о внедрении критериев оценки эффективности медицинской науки: для фундаментальных научных проектов с использованием международных наукометрических показателей и международной транспарентной экспертизы и для прикладных научных проектов с оценкой экономической и/или социальной эффективности разработок, оцениваемой по научным методикам;
  • Принять меры по упрощению процедуры и правил ввоза и вывоза биологического материала — объекта исследований российских и иностранных партнеров;
  • Создать при высоко рейтинговых медицинских вузах Региональные центры коллективного пользования оборудованием для проведения научных биомедицинских исследований;

3. Федеральному агентству научных организаций России:

  • В целях развития международного сотрудничества, рассмотреть вопрос о создании фонда, финансирующего стажировки российских ученых за рубежом, а также фонда, поддерживающего российских ученых, проработавших определенное время за рубежом и решивших вернуться в Россию для продолжения научной работы;
  • Стимулировать развитие частных научных фондов;
  • Оптимизировать методики расчета необходимого базового и проектного финансирования;
  • Увеличивать объем опосредованного (двухуровневого, конкурсного) финансирования инициативных фундаментальных проектов научными фондами (РФФИ, РНФ и др.) и инициативных прикладных проектов институтами инновационного развития (Фонд «Сколково», РВК и др.);
  • Включить оказание медицинских и образовательных услуг в государственное задание медицинских НИУ и вузов (в т. ч. путем интеграции с вузами);
  • При расчете объема прямого финансирования фундаментальной медицинской науки в соответствии с государственным заданием учитывать (по методикам, нуждающимся в оптимизации) имеющиеся инфраструктуру научных учреждений и кадровый состав. Как минимум, данный тип финансирования не должен сокращаться, т. к. находится на критически низком уровне;
  • Разработать механизм прямого финансирования прикладной медицинской науки по механизму проектного конкурсного/целевого финансирования;
  • Внедрить механизмы независимой экспертизы для конкурсного финансирования научных проектов;

4. Министерству образования и науки Российской Федерации:

  • Принять меры по улучшению подготовки научных и научно-педагогических кадров;
  • Модернизировать систему российского до- и последипломного медицинского образования;
  • Разработать и реализовать специальные программы обучения студентов медицинских вузов технологическим методам научных биомедицинских исследований, принципам доказательной медицины, методам обработки научной информации и др.;
  • Рассмотреть вопрос о внедрении системы саббатикулов для российских учёных;

5. Исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:

  • Рассмотреть вопрос о включении инновационных продуктов в клинические протоколы и стандарты медицинской помощи;
  • Рассмотреть вопрос о возможности поддержки научных проектов для медицинских академий, например, проект «Российским исследованиям – международное признание», направленный на обучение молодых ученых правилам подготовки научных статей в международные издания;
  • Разработать меры по совершенствованию механизмов мотивации научных сотрудников и повышению престижности профессии ученого.