Заседания Экспертных советов

Заседание Экспертного совета по туризму

«Анализ зарубежного опыта в сфере регулирования туристской деятельности в целях его применения в развитии российского законодательства»

Рекомендации

Участники заседания Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике отмечают актуальность рассмотренной темы и высокую значимость мероприятий, направленных на изучение зарубежного опыта в целях совершенствования российского законодательства для развития туризма в Российской Федерации. Предоставленная Минэкономразвития России информация о зарубежной практике регулирования деятельности туроператоров и турагентов, подготовленная путем запросов в торговые представительства Российской Федерации за рубежом, отражает особенности регулирования указанной сферы в 26 странах Европы, Северной Америки и Азии.

Анализ зарубежной практики показал, что российское законодательство в сфере государственного регулирования туристской деятельности в целом отвечает мировым тенденциям. Однако члены Экспертного совета отмечают, что при доработке законопроекта № 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации"[*] следует учесть положительную зарубежную практику в части регулирования турагентского рынка, финансовых гарантий, в том числе их расчета, создания персональных фондов (депозитов) туроператоров, деятельности компенсационных (гарантийных) фондов помощи туристам, выделения туроператоров, заказывающих чартерные перевозки, в отдельную группу при расчете финансовых гарантий, разработки и соблюдения стандартов деятельности туристских компаний и др.

В то же время необходимо учитывать особенности российского туристского рынка и не стоит полностью копировать опыт других стран.

По предварительной информации прирост внутреннего туристского потока в Российской Федерации в 2015 году составит до 30 процентов, что требует законодательного урегулирования полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах организации управления, планирования и обеспечения качественного обслуживания и безопасности туристов, как в сфере внутреннего и въездного, так и в сфере выездного туризма, а также создания конкурентоспособного турпродукта в регионах и в России в целом.

Внутренний туризм в России носит преимущественно сезонный характер, что приводит к кратному увеличению численности лиц, находящихся в соответствующее время в курортных зонах. Существующие системы организации здравоохранения, охраны общественного порядка и санитарно-эпидемиологического надзора не в полной мере способны обеспечить безопасность отдыхающих, количество которых увеличивается в разы и часто носит неорганизованный характер.

Учитывая изложенное, участники заседания Экспертного совета по туризму рекомендуют:       

        1. Комитету Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, Министерству культуры Российской Федерации, Федеральному агентству по туризму:

  • при доработке законопроекта № 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации" и при разработке других нормативно-правовых актов учесть зарубежный опыт в части регулирования турагентского рынка, финансовых гарантий, в том числе их расчета, создания персональных фондов (депозитов) туроператоров, деятельности компенсационных (гарантийных) фондов помощи туристам, выделения туроператоров, заказывающих чартерные перевозки, в отдельную группу при расчете финансовых гарантий и др.;
  • ускорить рассмотрение и принятие законопроектов:
    № 612877-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части конкретизации полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области туризма и туристской деятельности), принятого Государственной Думой в первом чтении 14 июня 2013 года;
    № 738883-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в части введения обязательной классификации объектов туристской индустрии), внесенного Законодательным Собранием Краснодарского края 7 марта 2015 года.       

        2. Министерству культуры Российской Федерации, Федеральному агентству по туризму совместно с общественными организациями в сфере туризма:

  • при разработке стандартов деятельности туроператоров и турагентов, в том числе в части договоров с туристами, учитывать опыт стран Европы, Северной Америки, Азии.       

        3. Комитету Совета Федерации по социальной политике совместно с Аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации:

  • рассмотреть вопрос о подготовке Аналитического вестника Совета Федерации на основе представленного Минэкономразвития России материала об опыте регулирования деятельности туроператоров и турагентов в странах Европы, Северной Америки, Азии.       

        4. Членам Экспертного совета по туризму Комитета Совета Федерации по социальной политике:

  • продолжить изучение представленного материала об опыте регулирования туристской деятельности в странах Европы, Северной Америки, Азии, и на его основе подготовить предложения для последующего рассмотрения на заседаниях Экспертного совета по туризму.


[*] внесен Правительством Российской Федерации, принят Государственной Думой в первом чтении 25 февраля 2015 года.