РЕШЕНИЕ
2 ноября 2017 года в Санкт-Петербурге прошло выездное заседание Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике на тему «Нормативно-правовое совершенствование в организации неонатологической службы в субъектах Российской Федерации».
В его работе приняли участие члены Комитета Совета Федерации по социальной политике, члены Экспертного совета по здравоохранению при Комитете Совета Федерации по социальной политике, представители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также ведущие медицинские эксперты, представители научных и профессиональных организаций.
Система мер в области охраны репродуктивного здоровья женщин занимает ведущее место в решении демографических проблем Российской Федерации. В этой связи возросло значение акушерской и неонатологической службы в системе здравоохранения.
Актуальность совершенствования организации неонатологической службы подтверждается тем, что снижение младенческой смертности является одним из целевых индикаторов развития здравоохранения до 2020 года.
По данным ВОЗ, почти 45% всех случаев смерти детей в возрасте до пяти лет приходится на долю новорожденных, грудных детей в первые 28 дней жизни или на неонатальный период. Три четверти всех случаев смерти новорожденных происходят в течение первой недели жизни. До двух третей случаев смерти новорожденных можно предотвратить путем использования известных эффективных мер охраны здоровья при родах и в течение первой недели жизни.
Последовательно проводимая в Российской Федерации в рамках реализации Указа Президента от 7 мая 2012 года № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» и государственной программы «Развитие здравоохранения» социальная политика обеспечила в течение последних пяти лет существенное повышение качества и доступности медицинской помощи по профилям акушерство-гинекология и неонатология. Благодаря ее реализации младенческая смертность в течение последних лет неуклонно снижается (с 8,8% в 2011 г. до 5,6% в 2017 г.).
Важную роль в снижении заболеваемости, смертности, улучшении прогноза жизни беременных, рожениц и новорожденных играет использование новых инновационных подходов в профилактике, диагностике, лечении и медицинской реабилитации, включая не только лекарственные препараты и медицинские изделия, но и организационно-управленческие технологии, в том числе внедрение современных стандартов лечения.
В целях усиления мероприятий, направленных на снижение младенческой смертности в регионах Северо-Западного Федерального Округа, разработаны приказы по маршрутизации пациентов акушерско-гинекологического и неонатального профиля. Благодаря чему в СЗФО проводится активная работа по информированию населения, организован и проводится детальный анализ младенческой смертности. Младенческая смертность в СЗФО в 2012 г. составляла 6,2; 2013 г. – 6,2; 2014 г. – 5,8; 2015 г. – 5,3; 2016 г. – 4,6 (на 1000 родившихся живыми).
Основной организационной моделью развития перинатальной помощи, признанной и использующейся в развитых зарубежных странах, является трехуровневая система оказания помощи матери и ребенку, предусматривающая:
— достаточное число коек для беременных женщин, рожениц и новорожденных;
— систему мониторинга состояния здоровья беременных женщин и новорожденных и системы дистанционного консультирования;
— использование выездных форм оказания медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию в зависимости от географических условий и транспортной доступности автомобильного или авиационного транспорта.
Важным направлением снижения смертности детского населения является совершенствование помощи новорожденным в условиях перинатальных центров — учреждений третьей (высшей) группы оказания помощи, оснащенных высокотехнологичным медицинским оборудованием, наиболее квалифицированными медицинскими кадрами для оказания медицинской помощи самому сложному контингенту пациентов.
В России с целью обеспечения доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, а также снижения материнской и младенческой смертности, в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» были введены в эксплуатацию в 2010 – 2012 годах 23 перинатальных центра, из них 22 региональных (Республика Мордовия, Забайкальский, Краснодарский, Красноярский и Пермский края, Амурская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Курская, Мурманская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская и Ярославская области) и два федеральных в Санкт-Петербурге. Также, распоряжением Правительства от 9 декабря 2013 г. N 2302-р была утверждена Программа развития перинатальных центров в Российской Федерации (далее Программа). С 2013 года в 30 регионах началось строительство ещё 32 центров. Данные центры сдаются уже с отлаженной системой телемедицины, которая связывает их со всеми родильными домами первого и второго уровня, имеют единую информационную базу на весь регион по всем беременным женщинам, роженицам и новорождённым детям.
Дальнейшее развитие сети перинатальных центров обеспечит повышение доступности и качества медицинской помощи матери и ребенку, создаст условия для повышения удовлетворенности населения медицинской помощью.
Несмотря на снижение ранней неонатальной смертности, по‑прежнему актуальным является, развитие реабилитационной помощи, снижение инвалидизации, повышение качества жизни пациентов акушерско-гинекологического и неонатального профилей, а также развитие и эффективное использование симуляционных технологий в профессиональном образовании.
Отдельным вопросом является развитие нормативно-правового регулирования паллиативной помощи детям раннего возраста.
В целях совершенствования организации неонатологической службы, участники заседания Экспертного совета по здравоохранению предлагают:
1. Министерству здравоохранения Российской Федерации:
— в целях повышения качества оказания медицинской помощи пациентам акушерско-гинекологического и неонатального профилей, принять меры по совершенствованию антенатальной диагностики пороков развития плода;
— ввести в программы дополнительного профессионального образования вопросы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации пациентов акушерско-гинекологического и неонатального профилей;
— принять меры по улучшению подготовки кадров и развитию симуляционных технологий в медицинском образовании;
— разработать программы научного обмена между специалистами, работающими в области неонатологии;
— рассмотреть возможность внесения изменений в Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.05.2017 № 203 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи», учитывая предложения общественных организаций, представляющих интересы врачей-неонатологов (РОН, РАСПМ);
— рассмотреть возможность внесения изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 06.08.2008 № 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников», предусмотрев включение в 4-й квалификационный уровень 3 ПКГ должность «врач-неонатолог»;
2. Федеральному фонду обязательного медицинского страхования:
— внести изменения в перечь видов высокотехнологичной медицинской помощи и методические рекомендации по способам оплаты, конкретизировав отнесение законченного случая к той или иной группе оплаты (оплата в рамках ВМП или КСГ) с увеличением при необходимости тарифов;
3. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
— разработать и внедрить схему маршрутизации для пациентов акушерско-гинекологического и неонатального профиля с целью снижения младенческой смертности;
— внедрять клинические рекомендации по неонатологии с целью повышения эффективности расходования бюджетных средств;
— продолжить оснащение медицинских организаций цифровым медицинским диагностическим оборудованием для повышения качества оказания медицинской помощи;
— принять меры по информированности о необходимости проведения антенатальной диагностики на ранних сроках беременности, с целью повышения качества оказания медицинской помощи, а также снижения инвалидизации.